2. Что отражают права человека? На каких двух уровнях правовой системы они зафиксированы? Какие две группы прав человека названы в тексте? Объясните значимость одного любого права из каждой группы. 3. Как осуществляется защита прав человека в России? Укажите две любые официальные организации (или должностных лиц), кратко охарактеризуйте круг полномочий каждой (каждого) из них. Проиллюстрируйте деятельность данных организаций (или должностных лиц) по защите прав человека конкретным примером.
4. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения важности образования детей и взрослых в области прав человека.
Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её полноценное участие в жизни общества. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.
Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3–21 Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22–27 Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).
Наряду с зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отражённые в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира.
Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами. Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела.
Права человека зафиксированы на двух уровнях правовой системы. Наиболее общепризнанным является перечень прав, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека - главном правозащитном документе ООН. Этот уровень называется международным уровнем прав человека. Он предоставляет набор прав, которые должны быть гарантированы всем людям по всему миру.
Однако каждое государство имеет свои конституционные документы, которые также фиксируют права, принадлежащие гражданам этой страны. Этот уровень называется национальным уровнем прав человека. Данный уровень может отражать национальную специфику и отличаться от прав, зафиксированных во Всеобщей декларации.
Из гражданско-политических прав, актуальными в настоящее время являются право на владение имуществом (ст. 17), которое обеспечивает гражданам свободу выбора и распоряжения собственностью, и право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), которое обеспечивает гарантии свободного вероисповедания и проявления собственных убеждений. Эти права важны, так как они являются основой для индивидуальных свобод и самовыражения.
Среди социально-экономических прав, наиболее важными являются право на социальное обеспечение (ст. 22), которое обеспечивает гражданам необходимую помощь и поддержку в случае социального неравенства и бедности, и право на труд и свободный выбор работы (ст. 23), которое гарантирует гражданам право работать и получать равное вознаграждение за одинаковую работу. Эти права важны, так как они способствуют обеспечению социальной справедливости и равенства возможностей.
В России права человека защищаются различными официальными организациями и должностными лицами. Некоторыми из них являются:
1. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Его обязанности включают защиту прав и свобод человека, предоставление консультаций и содействие в решении вопросов, связанных с нарушением прав человека. Уполномоченный по правам человека также ведет мониторинг и представляет интересы граждан в суде.
2. Официальный сайт Президента Российской Федерации. Этот ресурс предоставляет информацию о правах человека и органах, ответственных за защиту этих прав. Он также предлагает возможность подать жалобу или обратиться с вопросом о нарушении прав человека.
Пример деятельности этих организаций (или должностных лиц) по защите прав человека может быть следующим:
Уполномоченный по правам человека может рассмотреть жалобу гражданина на нарушение его прав и провести необходимые расследования. После этого, уполномоченный может предоставить рекомендации компетентным органам по восстановлению нарушенных прав или привлечению виновных лиц к ответственности.
Официальный сайт Президента Российской Федерации может предоставить информацию о правах человека и процессе защиты прав в России. На сайте можно найти контактную информацию органов, ответственных за защиту прав, и о задачах, которые они осуществляют.
Образование детей и взрослых в области прав человека имеет большое значение по нескольким причинам:
1. Права человека являются важной частью основных ценностей и норм, на которых строится современное общество. Обучение правам человека помогает формировать у детей и взрослых осознанное, уважительное и ответственное отношение к правам человека, что способствует созданию более гармоничного и справедливого общества.
2. Образование в области прав человека помогает учащимся и взрослым развить критическое мышление и аналитические навыки. Изучение прав человека требует анализа и оценки ситуаций, аргументации и умения принимать обоснованные решения. Это способствует развитию навыков работы с информацией, позволяющих осознанно оценивать различные аспекты жизни и проблем в обществе.
Подведем итог:
- Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.
- Они зафиксированы на двух уровнях правовой системы - международном уровне (во Всеобщей декларации прав человека) и национальном уровне (в конституционных документах каждого государства).
- Две группы прав человека, названные в тексте, - гражданско-политические права (на примере права на владение имуществом и права на свободу мысли, совести и религии) и социально-экономические права (на примере права на социальное обеспечение и права на труд и свободный выбор работы).
- В России защита прав человека осуществляется, в том числе, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и официальным сайтом Президента Российской Федерации.
- Образование в области прав человека важно для формирования уважительного отношения к правам и развития критического мышления у детей и взрослых.