Активная деятельность Симеона в Москве знаменовала собой окно в Европу задолго до «прорубленного» Петром окна через Петербург. С. Полоцкий не только обучал своих царственных учеников гуманитарным наукам (языкам, риторике) , но и формировал у них политическое сознание, утверждая, что «Россия славу расширяет не мечом только, но скоротечным типом, через книги, сущим многовечным» , По инициативе С. Полоцкого был выработан проект создания в Москве «гимназиона» , где учащиеся изучали бы славянский, греческий и латинский языки, философию и риторику. Большую роль в распространении просветительских идей С. Полоцкого сыграла так называемая «Верхняя типография» , которая с 1676 года находилась в полном его распоряжении и издания которой носили светский характер. Можно утверждать, что деятельность С. Полоцкого в области просвещения, его успехи по распространению в России светского образования, в котором слились лучшие русские, белорусские и украинские традиции с элементами европейской культуры, подготовили почву для петровских преобразований в области культуры.
С. Полоцкий не только обучал своих царственных учеников гуманитарным наукам (языкам, риторике) , но и формировал у них политическое сознание, утверждая, что «Россия славу расширяет не мечом только, но скоротечным типом, через книги, сущим многовечным» ,
По инициативе С. Полоцкого был выработан проект создания в Москве «гимназиона» , где учащиеся изучали бы славянский, греческий и латинский языки, философию и риторику.
Большую роль в распространении просветительских идей С. Полоцкого сыграла так называемая «Верхняя типография» , которая с 1676 года находилась в полном его распоряжении и издания которой носили светский характер.
Можно утверждать, что деятельность С. Полоцкого в области просвещения, его успехи по распространению в России светского образования, в котором слились лучшие русские, белорусские и украинские традиции с элементами европейской культуры, подготовили почву для петровских преобразований в области культуры.