Караханиды, Илекханы, мусульманская тюркская династия, стоявшая во главе Караханидов государства в Средней Азии (927—1212). Название происходит от имени первого хана Абдулкарима Сатука Карахана
Родоначальником династии Караханидов принято считать Са-тук Богра-хана (915—955) выходца из племени чигиль, сын Базира Арсланхана. Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история собственно государства Караханидов.
У Сатука было два сына: Байташ-Муса и Сулайман. Верховным правителем с титулом арслан-хан и престолом в Баласагыне стал Муса, который в 940 году обосновал свою столицу в городе Баласагыне. Он завершил дело, начатое его предками: в 960 г. ислам был провозглашен государственной религией Караханидского каганата. Это событие имело далеко идущие последствия для истории народов Средней Азии и Восточного Туркестана: Караханидский каганат становится неотъемлемой частью так называемого мира ислама в общности мусульманских государств, простиравшихся от Испании и Северной Африки до Индии (а теперь и Кашгара) . Он был вовлечен в сложившуюся и стоявшую на высоком уровне развития систему социальных отношений экономики, культуры, идеологии; приобщился к арабо-иранской культуре
Эпоха их владычества была эпохой культурного регресса и ханских притеснений, в результате которых народные волнения вспыхивали неоднократно.
Государство Караханидов не было простым повторением прежних государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ, военное управление было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом принципе.
Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое получило название «икта» , а его держателя называли мукта, или иктадар.
Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре.
В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальнейшее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике. Источник: http://historyjournal.narod.ru/Karahani.htm
Родоначальником династии Караханидов принято считать Са-тук Богра-хана (915—955) выходца из племени чигиль, сын Базира Арсланхана. Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история собственно государства Караханидов.
У Сатука было два сына: Байташ-Муса и Сулайман. Верховным правителем с титулом арслан-хан и престолом в Баласагыне стал Муса, который в 940 году обосновал свою столицу в городе Баласагыне. Он завершил дело, начатое его предками: в 960 г. ислам был провозглашен государственной религией Караханидского каганата. Это событие имело далеко идущие последствия для истории народов Средней Азии и Восточного Туркестана: Караханидский каганат становится неотъемлемой частью так называемого мира ислама в общности мусульманских государств, простиравшихся от Испании и Северной Африки до Индии (а теперь и Кашгара) . Он был вовлечен в сложившуюся и стоявшую на высоком уровне развития систему социальных отношений экономики, культуры, идеологии; приобщился к арабо-иранской культуре
Эпоха их владычества была эпохой культурного регресса и ханских притеснений, в результате которых народные волнения вспыхивали неоднократно.
Государство Караханидов не было простым повторением прежних государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ, военное управление было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом принципе.
Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое получило название «икта» , а его держателя называли мукта, или иктадар.
Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре.
В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальнейшее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике.
Источник: http://historyjournal.narod.ru/Karahani.htm