Написать программу к каждой из задач, пользуясь всеми правилами оформления (Блок-схема, программа на алгоритмическом языке, программа на Паскаль, трассировочная таблица).
Задача 1
По координатам двух точек, которые вводит пользователь, определить уравнение прямой, проходящей через эти точки.
Задача 2
Обменять значения двух переменных, используя третью (буферную) переменную.
Задача 3
Получить от пользователя данные, обработать их и вывести на экран.
Задача 4
Найти позицию в алфавите двух английских букв и количество символов между ними.
Определить букву по ее позиции в алфавите.
Задача 5
Допустим, организации часто требуется красить баки цилиндрической формы. При этом они красят только верхнюю часть и стенки с внешней стороны.
Для решения этой задачи нам понадобятся координаты двух точек, через которые проходит прямая. Они будут введены пользователем. Заведем две переменные для хранения этих координат - x1, y1 и x2, y2 соответственно.
Сначала попросим пользователя ввести координаты первой точки:
1. Выводим на экран сообщение "Введите координату x1: "
2. Считываем введенное значение и сохраняем его в переменную x1.
3. Выводим на экран сообщение "Введите координату y1: "
4. Считываем введенное значение и сохраняем его в переменную y1.
Затем попросим пользователя ввести координаты второй точки:
5. Выводим на экран сообщение "Введите координату x2: "
6. Считываем введенное значение и сохраняем его в переменную x2.
7. Выводим на экран сообщение "Введите координату y2: "
8. Считываем введенное значение и сохраняем его в переменную y2.
Далее, для определения уравнения прямой воспользуемся формулой: y = kx + b, где k - коэффициент наклона прямой, b - свободный член.
9. Вычисляем коэффициент наклона прямой k: k = (y2 - y1) / (x2 - x1)
10. Вычисляем свободный член b: b = y1 - k * x1
Теперь, у нас есть уравнение прямой в виде y = kx + b. Выведем его на экран:
11. Выводим на экран уравнение прямой в виде "Уравнение прямой: y = kx + b"
12. Выводим на экран значение коэффициента наклона k: "k = " + k
13. Выводим на экран значение свободного члена b: "b = " + b
Вот полная программа на алгоритмическом языке:
```
// Ввод координат первой точки
WRITE("Введите координату x1: ")
READ(x1)
WRITE("Введите координату y1: ")
READ(y1)
// Ввод координат второй точки
WRITE("Введите координату x2: ")
READ(x2)
WRITE("Введите координату y2: ")
READ(y2)
// Вычисление коэффициента наклона и свободного члена
k = (y2 - y1) / (x2 - x1)
b = y1 - k * x1
// Вывод уравнения прямой
WRITE("Уравнение прямой: y = ", k, "x + ", b)
WRITE("k = ", k)
WRITE("b = ", b)
```
Проведем трассировку программы для конкретных координат первой точки (1, 3) и второй точки (5, 7):
```
Входные данные:
x1 = 1
y1 = 3
x2 = 5
y2 = 7
Вычисление коэффициента наклона:
k = (7 - 3) / (5 - 1) = 1
Вычисление свободного члена:
b = 3 - 1 * 1 = 2
Вывод уравнения прямой:
Уравнение прямой: y = 1x + 2
k = 1
b = 2
```
Трассировочная таблица:
| Переменная | x1 | y1 | x2 | y2 | k | b |
|------------------|-------|-------|-------|-------|------|------|
| Исходные | 1 | 3 | 5 | 7 | | |
| Вычисление k | | | | | 1 | |
| Вычисление b | | | | | | 2 |
| Вывод уравнения | | | | | | |
| Вывод k и b | | | | | | |
Таким образом, мы решаем задачу определения уравнения прямой, проходящей через две заданные точки.
Задача 2:
Для обмена значениями двух переменных с использованием третьей (буферной) переменной, нужно выполнить следующие шаги:
1. Вводим значения двух переменных, которые нужно поменять местами. Обозначим их как a и b.
2. Создаем третью переменную temp и присваиваем ей значение переменной a: temp = a.
3. Присваиваем переменной a значение переменной b: a = b.
4. Присваиваем переменной b значение третьей переменной temp: b = temp.
Вот полная программа на алгоритмическом языке:
```
// Ввод значений переменных
WRITE("Введите значение переменной a: ")
READ(a)
WRITE("Введите значение переменной b: ")
READ(b)
// Обмен значениями с использованием третьей переменной
temp = a
a = b
b = temp
// Вывод значений переменных после обмена
WRITE("Значение переменной a после обмена: ", a)
WRITE("Значение переменной b после обмена: ", b)
```
Проведем трассировку программы для конкретных значений переменной a = 4 и b = 7:
```
Входные данные:
a = 4
b = 7
Обмен значениями:
temp = 4
a = 7
b = 4
Вывод значений после обмена:
Значение переменной a после обмена: 7
Значение переменной b после обмена: 4
```
Трассировочная таблица:
| Переменная | a | b | temp |
|------------------|-------|-------|-------|
| Исходные | 4 | 7 | |
| Обмен значениями| 7 | 4 | 4 |
| Вывод значений | | | |
Таким образом, мы решаем задачу обмена значениями двух переменных с использованием третьей (буферной) переменной.
Задача 3:
Для получения данных от пользователя, их обработки и вывода на экран, нужно выполнить следующие шаги:
1. Вывести на экран сообщение с просьбой ввести данные: "Введите данные: ".
2. Считать введенное значение и сохранить его в переменную data.
3. Обработать данные по необходимости (например, выполнить вычисления или проверки).
4. Вывести обработанные данные на экран.
Вот полная программа на алгоритмическом языке:
```
// Ввод данных
WRITE("Введите данные: ")
READ(data)
// Обработка и вывод данных
// В данном примере просто выводим данные на экран без обработки
WRITE("Введенные данные: ", data)
```
Проведем трассировку программы для конкретных данных, введенных пользователем: "Пример данных":
```
Входные данные:
data = "Пример данных"
Вывод данных:
Введенные данные: Пример данных
```
Трассировочная таблица:
| Переменная | data |
|-------------|--------------|
| Исходные | "Пример данных" |
| Вывод данных| |
Таким образом, мы решаем задачу получения данных от пользователя, их обработки и вывода на экран.
Задача 4:
Для нахождения позиции в алфавите двух английских букв и количества символов между ними, а также определения буквы по ее позиции в алфавите, нужно выполнить следующие шаги: