Задание. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
ШАРОВАЯ МОЛНИЯ
Сколь бы з_гадочн_м явлен_ем (н_)ост_валась молния все(же) н_кому в голову (н_)пр_дет усомнит(?)ся в ее существовани_. Совсем (по)иному относят(?)ся люди к шаровой молни_ многие и по сей день сч_тают ее оптическ_й и(л,лл)юзией и даже выдумкой. Ра_сказы людей видевш_х шаровую молнию наталк_вают(?)ся порой на такое(же) (не)доверие как ра_сказы о встречах с летающ_ми тарелками. Так что на п_верку шаровая молния (не)столько редкое сколько «социально скрытое» явление многие оч_видц_ оп_сают(?)ся (не)доверия и насмешек и (по)тому пр_дпоч_тают (не)распр_странят(?)ся о виде(н,нн)_м. Между тем и_следования пров_де(н,нн)ые только в одной (не)больш_й д_лин_ в Австрийск_х Альпах пок_зали что за шестьдесят лет на те(р,рр)_тории в сто квадратных километров шаровую молнию видели дев_тнадцать раз. Это значит что оч_видцев шаровой молни_ г_раздо больше чем людей видевш_х место в которое ударила обычная молния. В наш_й стране данные наблюдений за шаровыми
молниями соб_рают(?)ся гру(п,пп)ами уче(н,нн)ых при Ярославск_м государстве(н,нн)_м ун_верситете и при Институте высоких температур в Москве. В банке данных ро(с,сс)ийск_х уче(н,нн)ых есть в час(?)ности информация о сорока пяти встречах вое(н,нн)ых сам_летов с шаровыми молниями. Шесть из таких «св_даний» закончились гибелью сам_летов.
Уче(н,нн)ым дов_лось узнать о губительных свойствах шаровой молнии уже на самой заре эры электричества. Летом 1753 года профе(с,сс)ор Рихман п_гиб наблюдая в П_тербурге за воздействием грозы на изобрете(н,нн)ое им устройство для изм_рения электрического поля в атмосфере. От мета(л,лл)ического стержня отд_лился голубой огне(н,нн)ый шар вел_чиной с кулак и ударил Рихмана стоявш_го в шаге от пр_бора прямо в лоб. При этом раздался треск напом_навш_й выстрел из п_столета.
Шансы увидеть шаровую молнию весьма (не)вел_ки пр_мерно один к десяти тысячам. Впрочем есть люди для которых встреча с молнией правда не шаровой а обыкнове(н,нн)ой дело привычное. В американца Роя Салливана молния попадала семь раз. Первая встреча стоила ему ногтя на пальце правой ноги во второй раз молния с_жгла ему брови в третий кожу на левом плече в четвертый волосы в пятый опять же волосы которые успели к тому врем_ни зан_во отр_сти. Последние два п_падания пр_шлись в ногу и в ж_вот. Теперь у Салливана особые дов_рительные отн_шения с молнией. Перед тем как в меня попадает молния ра_сказ_вает он волосы нач_нают потреск_вать это верный с_гнал. Через две с_кунды она в меня б(?)ет. Так что спрятат(?)ся сами пон_маете я не успеваю.
(По материалам журнала «Гео»)
Контрольные во Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
2. Выделите в тексте признаки научного стиля: а) слова, подчеркивающие логичность, точность изложения; б) абстрактную лексику и специальные термины (если они есть); в) сказуемые, подчеркивающие объективность изложения. Относится ли данный текст к научно-популярному подстилю? Докажите.
3. Определите тип речи.
4. Какая связь (цепная иди параллельная) предложений в первом абзаце?
5. Найдите ключевые слова, связывающие предложения первого абзаца.
6. Определите время и вид глаголов-сказуемых во втором абзаце.
7. Найдите в тексте вводные слова, обороты и предложения. Определите их роль в этом тексте. Какими синонимичными вводными словами, оборотами и предложениями их можно было бы заменить?
8. Найдите слова с приставками на з(с), объясни те их правописание.
9.Из предложений первого абзаца выпишите словосочетания, укажите главное и зависимое слова, охарактеризуйте их по связи.
10. Выпишите из текста не менее трех примеров разных видов обстоятельств с теми словами, от которых они зависят. Укажите во на который каждое из них отвечает.
11. Укажите пример неполных предложений (в том числе в составе сложного) и запишите, какие члены опущены.
2. Признаки научного стиля в тексте:
а) слова, подчеркивающие логичность, точность изложения: "загадочным", "оптической иллюзией", "выдумкой", "научных", "Австрийских Альпах", "ученых", "данные наблюдений", "банке данных", "губительных свойствах", "измерения электрического поля";
б) абстрактная лексика и специальные термины: "шаровая молния", "очевидцы", "гибель", "встречах воздушных судов", "научные исследования", "Ярославский государственный университет", "Институт высоких температур";
в) сказуемые, подчеркивающие объективность изложения: "наблюдаются", "показали", "собираются", "есть", "доказано".
Данный текст относится к научно-популярному подстилю, так как использует научные данные и термины, но излагает их таким образом, чтобы быть понятным для школьников.
3. Тип речи в тексте - непрямая речь.
4. Связь предложений в первом абзаце - цепная.
5. Ключевые слова, связывающие предложения первого абзаца: "шаровая молния", "многие", "оптической иллюзией", "выдумкой", "очевидцы", "недоверия и насмешек", "шаровая молния", "социально скрытое" явление, "научные исследования".
6. Время глаголов-сказуемых во втором абзаце - прошедшее время (непрошедшая актуальность).
7. Вводные слова: "по-иному", "между тем", "в нашей стране", "перед тем как"; обороты: "на самой заре эры электричества", "если они есть", "если она в него попадает"; предложения: "Совсем по-иному относятся люди к шаровой молнии", "Так что спрячешься сам, понимаешь, я не успеваю".
Роль вводных слов, оборотов и предложений в тексте заключается в организации и структурировании информации, вносит эмоциональную окраску и подчеркивает важность высказываемых мыслей.
Синонимичными вводными словами, оборотами и предложениями, их можно было бы заменить: "тем не менее", "кроме того", "в России", "перед тем, как молния попадает в меня".
8. Слова с приставками "з-" (с) в тексте: "загадочным", "независимости", "неточности", "здание", "закончились", "заменить", "забываются".
Правописание данных слов с приставкой "з-" (с) обусловлено гласным звуком после приставки. Прист. "з-" (с) пишется перед гласными "е", "и", "ю", "я", а при наличии согласного звука - "с".
9. Словосочетания в предложениях первого абзаца: "загадочным явлением", "с каждым днем", "оптической иллюзией и даже выдумкой", "сей день", "за все время", "социально скрытое явление", "очевидцы шаровой молнии", "не распространяются о виденном", "научные исследования", "Ярославским государственным университетом", "Институтом высоких температур", "в банке данных российских ученых".
Главные слова: "явлением", "днем", "иллюзией", "день", "время", "явление", "молнии".
Зависимые слова: "загадочным", "с каждым", "оптической", "даже", "сей", "за", "социально скрытое", "очевидцы", "не", "распространяются", "в", "научные", "Ярославским", "Институтом", "в", "российских".
Эти словосочетания связаны посредством грамматической связи.
10. Примеры обстоятельств:
- При помощи слова "так что" определенно обстоятельство причины: "Так что спрячешься, сам понимаешь, я не успеваю.";
- При помощи слова "по-иному" определено обстоятельство способа: "Совсем по-иному относятся люди к шаровой молнии.";
- При помощи слова "в нашей стране" определено обстоятельство места: "В нашей стране данные наблюдений за шаровыми молниями собираются группами ученых.";
- При помощи слова "перед тем как" определено последовательное обстоятельство: "Перед тем как в меня попадает молния, рассказывает он, волосы начинают потрескивать."
Обстоятельства отвечают на вопросы "как?", "где?", "когда?", "почему?".
11. Пример неполного предложения: "Так что спрячешься сам, понимаешь, я не успеваю."
Члены, опущенные в данном предложении: подлежащее "ты" и сказуемое "спрячешься".