Задание на 03.10.2013 Комплексный анализ текста
Текст 1.
Основоположником науки о русском языке пер вым нашим лингвистом был М.В. Ломоносов. Он всю жизнь просл..влял русский язык вид..л в нем «великолепие гишпанского живость французского крепость немец..кого нежность италианского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Ломоносовым на писана первая «Российская грам..атика» (1755) и книга по ораторскому ис..кус..тву «Р..торика» (1748). Сравнивая язык с «безмерно широким полем или лучше сказать едва пр..делы имеющим мо рем» Ломоносов создал новый литературный язык соч..тая книжнославянские слова с народно-разговор ной речью. Словарный состав грамматические особен..ости языка Петровской эпохи представляли собой довольно пеструю картину — бурно развивались торговля промышлен..ость культура созд..вались новая армия и флот - все это требовало новых форм выражения. Описание норм литературного языка сделан..ое Ломоносовым вн..сло порядок в п..строту слов и форм речи того врем..ни. Р..форма Ломоносова оказала громадное воздействие на судьбы русского язык..знания и русской литературы.
(По В.Л. Вомперскому.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Основная мысль текста
4. Стиль текста (докажите свое мнение).
5. Тип текста (докажите свое мнение).
6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. Произведите фонетический разбор слова язык.
8. Докажите, что слово язык является многозначным.
9. Определите лексическое значение слов: лингвистика, риторика, ораторское (искусство).
10. Подберите синоним к выражению словарный состав языка.
11. Выпишите из текста сложные слова и разберите их по составу.
12. Произведите морфологический разбор слова: (о) языке.
13. Определите связи между следующими предложениями текста.
1 и 2
2 и 3
14. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.
15. Графически обозначьте в тексте обособленные члены предложения.
Данный текст, извлеченный из работы В.Л. Вомперского, под названием "Комплексный анализ текста", имеет следующую структуру:
1. Озаглавьте текст.
Школьный учителя, необходимо озаглавить данный текст как "Основоположник науки о русском языке - М.В. Ломоносов".
2. Докажите, что это текст.
Данный текст является аналитическим, он содержит информацию о М.В. Ломоносове и его значимости в развитии русского языка. Текст имеет заголовок, строки, пунктуацию и связь между предложениями.
3. Основная мысль текста.
Основная мысль текста заключается в том, что М.В. Ломоносов считал русский язык великолепным и богатым, объединившим в себе качества других иностранных языков, и его влияние на развитие русского языка и литературы было огромным.
4. Стиль текста.
Стиль текста можно определить как научно-популярный. Он содержит информацию о научных достижениях М.В. Ломоносова и его вкладе в развитие русского языка, но представлена в доступной форме для школьников.
5. Тип текста.
Текст можно отнести к научно-информационному типу, так как он содержит информацию о научных открытиях М.В. Ломоносова и его вклад в развитие русского языка.
6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
"Основоположником науки о русском языке перевым нашим лингвистом был М.В. Ломоносов. Он всю жизнь прославлял русский язык видя в нем "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную выразительность краткость греческого и латинского языка". Ломоносовым написана первая "Российская грамматика" (1755) и книга по ораторскому искусству "Риторика" (1748). Сравнивая язык с "безмерно широким полем или лучше сказать едва пределы имеющим морем", Ломоносов создал новый литературный язык совмещая книжнославянские слова с народно-разговорной речью. Словарный состав, грамматические особенности языка Петровской эпохи представляли собой довольно пеструю картину - бурно развивались торговля, промышленность, культура, создавались новая армия и флот - все это требовало новых форм выражения. Описание норм литературного языка сделанное Ломоносовым внесло порядок в построение слов и форм речи того времени. Реформа Ломоносова оказала громадное воздействие на судьбы русского языкознания и русской литературы."
7. Произведите фонетический разбор слова "язык".
Слово "язык" произносится как [иязы'к]. В нем присутствуют следующие звуки и звукосочетания: [ия] - два гласных звука [и] и [а], [зы] - [з]+[ы], два согласных звука, [к] - один согласный звук.
8. Докажите, что слово "язык" является многозначным.
Слово "язык" действительно является многозначным. Оно может иметь различные значения в разных контекстах: речевой орган, система общаения, предмет изучения в лингвистике и т.д.
9. Определите лексическое значение слов: лингвистика, риторика, ораторское (искусство).
- Лингвистика - наука, изучающая язык и его функции в обществе.
- Риторика - искусство убедительной речи и принципы построения высказываний.
- Ораторское искусство - искусство публичных выступлений и умение убеждать слушателей.
10. Подберите синоним к выражению "словарный состав языка".
Вместо выражения "словарный состав языка" можно использовать синоним "лексический состав языка".
11. Выпишите из текса сложные слова и разберите их по составу.
- Описание - сложное слово, состоящее из приставки "о-" и корня "писание".
- Реформа - сложное слово, состоящее из приставки "ре-" и корня "форма".
- Литературный - сложное слово, состоящее из основы "литератур-" и суффикса "-ный".
- Речи - слово образовано от основы "реч-" и суффикса "-и".
12. Произведите морфологический разбор слова "о языке".
Слово "о языке" имеет следующий морфологический разбор:
- "о" - предлог, форма предложного падежа единственного числа.
- "языке" - существительное, мужской род, предложный падеж единственного числа.
13. Определите связи между следующими предложениями текста.
1 и 2 - причинно-следственная связь.
2 и 3 - описательная связь.
14. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.
Первое предложение текста: "Основоположником науки о русском языке перевым нашим лингвистом был М.В. Ломоносов."
Синтактический разбор предложения:
- Сказуемое: "был";
- Подлежащее: "Основоположником науки о русском языке перевым нашим лингвистом";
- Дополнение: "М.В. Ломоносов".
15. Графически обозначьте в тексте обособленные члены предложения.
В данном тексте нет обособленных членов предложения.