Задание 1: Прочитайте текст, выполните задания. 1. Дайте название тексту. (1б)
2. Выпишите из текста предложения, которые отражают его основную мысль. (1б)
3. Определите, в какой структурной части заключена основная мысль текста. Аргументируйте свой ответ. (2б)
Текст:
Тепло неодинаково поступает и в течение года. Зимой повсюду холоднее, чем летом. А происходит так потому, что ось Земли, т. е. воображаемая линия, соединяющая Северный и Южный полюсы, наклонена к плоскости земного экватора под углом 66,3 градусов. Поэтому Земля, вращаясь вокруг Солнца, обращена к нему либо Северным полюсом, либо Южным. Наклон солнечных лучей, падающих на земную поверхность, изменяется в течение года: зимой он больше, летом меньше. А чем отвеснее лучи, тем больше они несут с собой энергии. Не случайно греческое слово «климат» означает в переводе «наклон».
Когда Земля отворачивается от Солнца и в северном полушарии наступает зима, мы видим, что солнечный диск все ниже поднимается над горизонтом, а лучи его становятся все более пологими, менее горячими. Лишь на экваторе и поблизости от него, где в течение всего года день равен ночи, полуденная высота Солнца над горизонтом не меняется. Поэтому там круглый год температура воздуха практически постоянна. Это край «вечного лета», где нет времен года. В средних широтах северного полушария год делится на два главных сезона, противоположных по своему характеру: летний и зимний. Разница в температуре между ними составляет 20-30 С, а в удаленных от океанов (континентальных) районах - и того больше, например в Сибири - до 50 градусов, а в других районах - до 100 градусов , то есть летом - плюс 40 , зимой - минус 60. дз