выполнить 1-2 задание
Лошади вынесли коляску Чайковского на поляну... От подножья сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы.
Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и застонала. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая берёзы. С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла.
Проехать было нельзя: вершина сосны загородила дорогу. На хвое ещё сохранился блеск, свойственный тем воздушным где эта хвоя только что дрожала под ветерком. Толстые сломанные ветки, покрытые прозрачно-желтоватой плёнкой, были полны смолы. От её запаха першило в горле.
Тут же лежали обломленные сосной ветки берёз. Чайковский вспомнил, как берёзы пытались удержать падающую сосну, принять её на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение.
То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И всё так же тупо ухала земля. Птицы метались над порубкой. Даже облака, казалось, ускорили свой бег в равнодушной ко всему небесной синеве.
Чайковского возмутило увиденное, он думал о том, что потомки никогда не нам опустошённые земли, обезображивания природы.
Грамматические задания:
1. Сделайте синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения (по выбору учащихся).
2. Найдите бессоюзные сложные предложения, составьте их схему, объясните постановку знаков препинания.