Вопрос о словосочетаниях в русском синтаксис, имеет большую историю. Еще М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» (1755 г.) описал связи частей речи на основе синтаксических свойств ст..ржневых слов. Однако и в настоящ время проблема словосочетания (не) явля..тся решен..ой. Главным дискуссионным вопросом т..ории словосочетания являет..ся следующий: существует ли словосочетание вне предложения, в которое оно входит как «строительный материал» (на) ряду со словоформой, или вычленяет..ся из предложения (на) ряду с другими сочетаниями слов?
В современной синтаксической наук., существу..т два подхода к исследованию словосочетания. Одни ученые (В. Виноградов и др.) рассматривают как словосочетания лиш.. те слова, которые соединены подчинительной связью; другие называют словосочетаниями все соед..нения полнознаменательных слов, которые образуются в составе предл..жения и вычленяют..ся из него.
Таким образом, в словосочетании перекрещиваются разные уровни языковой системы: лексика, морфология и синтаксис. Поэтому словосочетание и можно определить как лексико-грам..атическое единство - сочетание двух (и более) знаменательных слов, связан..ых между собой подч..нительной связью.
(В. Круковер.)
1.Озаглавьте текст.
2.Докажите, что это текст.
3. Тема текста
4. Основная мысль текста
5. Стиль текста (докажите свое мнение):
6. Тип текста (докажите свое мнение):
7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
8. Произведите фонетический разбор слова связью:
9. Найдите в тексте 2—3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.
10. Произведите разбор следующих словосочетаний: частей речи, два подхода.
11. Выпишите из текста по 2-3 примера согласования, управления, примыкания.
12.Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.
2. Докажите, что это текст: Данный текст представляет собой набор предложений, объединенных общей темой - словосочетания в русском синтаксисе. Он содержит информацию о истории, спорных вопросах и подходах к изучению этого явления.
3. Тема текста: Словосочетания в русском синтаксисе
4. Основная мысль текста: Проблема словосочетаний в русском синтаксисе остается нерешенной, и существует два основных подхода к их изучению.
5. Стиль текста: Текст имеет научно-популярный стиль, так как содержит информацию о научных подходах к исследованию словосочетаний и их связи с различными уровнями языковой системы.
6. Тип текста: Данный текст можно классифицировать как научно-популярный, так как он предназначен для широкого круга читателей и содержит информацию о современных научных исследованиях в области русского синтаксиса.
7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы:
а) "...не является решенной."
б) "... является следующий: существует..."
в) "...или вычленяется из предложения..."
г) "...что существуют два подхода..."
д) "...имеет место два подхода..."
е) "...существуют два подхода..."
8. Произведите фонетический разбор слова связью: с-связью
9. Найдите в тексте 2—3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях:
а) Сочетание:
- В данном тексте слово "словосочетание" имеет значение сочетания двух или более слов, связанных между собой подчинительной связью. Примеры других значений:
1) "Словосочетание цветных красок" - сочетание нескольких цветов в живописи.
2) "Словосочетание идей и эмоций" - сочетание двух абстрактных понятий.
б) Рассматривают:
- В тексте слово "рассматривают" имеет значение "изучают, анализируют". Примеры других значений:
1) "Я рассматриваю пейзаж" - смотрю на пейзаж.
2) "Он рассматривает варианты решения" - рассматривает возможности выбора.
10. Произведите разбор следующих словосочетаний:
а) Частей речи - существительное (часть) + существительное (речь).
б) Два подхода - числительное (два) + существительное (подход).
11. Выпишите из текста по 2-3 примера согласования, управления, примыкания:
а) Согласование: "составе предложения" (предложение относится к составу) и "с другими сочетаниями слов" (сочетания слов относятся к другим сочетаниям).
б) Управление: "имеет место" (имеет место что? - место) и "рассматривают словосочетания" (рассматривают что? - словосочетания).
в) Примыкание: "рассматривают словосочетания" (словосочетания примыкают к рассмотрению).
12. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор:
"Таким образом, в словосочетании перекрещиваются разные уровни языковой системы: лексика, морфология и синтаксис."
- Предложение является сложноподчиненным и состоит из двух частей:
а) "Таким образом, в словосочетании перекрещиваются разные уровни языковой системы." - основная часть предложения, выражает основную мысль.
б) "лексика, морфология и синтаксис." - приложение, выражает конкретные уровни языковой системы, которые перекрещиваются в словосочетании.
Предложение имеет синтаксическую структуру: сказуемое ("перекрещиваются") + подлежащее ("разные уровни языковой системы") + дополнение ("лексика, морфология и синтаксис").