Вариант 2. Прочитайте текст. Выполните задания.
1. Теплая золотая осень легко прикасается к дальнему лесу. 2. То тут, то там загораются жёлтым огнём придорожные осинки и замирают в ожидании листопада. 3. Приближение осени чувствуют и клёны. 4. Во все стороны раскинули они свои резные разноцветные листья.
5. Нарядные берёзки расположились на левом краю леса. 6. На них ещё много зелёных листьев. 7. Но и до них доберётся осень. 8. Вспыхнут тогда на берёзках жёлтые и красные огоньки, словно загорится множество свечей.
9. А на другом краю леса растут пушистые вечнозеленые ели. 10. Осень не преграда для их пышной хвои. 11. Не оставит осень никого в стороне от своей заботы. 12. Всех принарядит, приголубит последним бесценным теплом, озарит неяркими лучами и уйдет на покой.
1.Сформулируйте и запишите основную мысль текста
__Наступление осени
2.Вставьте пропущенные буквы.
3.Из предложений 5-8 выпишите слова с чередующимися гласными в корне. Графически объясните правописание орфограммы.
5) Забирались, 8) положил
4.Из предложений 1-3 выпишите слова с приставками, правописание которых зависит от значения. Графически объясните правописание орфограммы.
5. Из предложений 1-2 выпишите сложное слово. Графически объясните правописание соединительной гласной.
6. Из предложений 5-8 выпишите формы одного и того же слова, выделите окончания.
7. Выпишите из предложения 8 слово, соответствующее схеме: ¬ ᴖ□^.
8. Из предложений 3 - 4 выпишите слово, образованное приставочным
9*. Сгруппируйте слова по образования.
Пушистые, бе…ценный, неяркими, пр…голубит, б…резки, подосиновик.
10*. Из слов покраснеть, красный, краснеть, покраснение составьте словообразовательную цепочку.
11.В каком предложении выделенное слово образовано путем перехода из одной части речи в другую. Запишите номер этого предложения.
1.Все дети очень любят сладкое.
2.В моем портфеле лежало сладкое яблоко.
12*. Вспомните 2 сложносокращенных слова, составьте с ними предложения, используя их в качестве подлежащих. Глагол-сказуемое употребите в времени.
Объяснение:
или просто сложный вопрос2. Пропущенные буквы в словах:
1. Теплица.
2. Листопада.
3. Слова с чередующимися гласными в корне (орфограмма):
5) Забирались - глагол, корень "бир";
8) вспыхнут - глагол, корень "пых".
Орфограмма объясняется тем, что при изменении формы слова в корне гласная "и" чередуется с гласной "ы" или "у".
4. Слова с приставками, правописание которых зависит от значения (орфограмма):
1) прикасается - приставка "при-" означает "приближение, прибытие";
2) разноцветные - приставка "раз-" означает "распределение".
Орфограмма объясняется тем, что при правописании приставки учитывается значение слова.
5. Сложное слово из предложений 1-2:
Осинки.
Правописание соединительной гласной "и" объясняется тем, что слово является собирательным, образовано от осин.
6. Формы одно и того же слова из предложений 5-8:
- Расположились - инфинитив, окончание "-ть";
- Берёзках - множественное число, окончание "-х".
Окончания указаны в выделенных формах слова.
7. Слово, соответствующее схеме ¬ ᴖ□^ из предложения 8:
вспыхнут.
8. Слово, образованное приставочным способом из предложений 3-4:
раскинули.
9*. Сгруппированные слова по образованию:
- Безценный - приставка "без-" означает "отсутствие" (указывает на отсутствие ценности);
- Приголубит - приставка "при-" означает "добавление, прибытие" (объясняет, что действие будет совершаться с цветом голубого);
- Берёзки - суффикс "-к" указывает на множественное число;
- Подосиновик - суффикс "-ник" указывает на профессию или род деятельности.
10*. Словообразовательная цепочка:
Покраснение - краснеть - красный - покраснеть.
11. Выделенное слово, образованное переходом из одной части речи в другую:
Номер предложения: 2. В моем портфеле лежало сладкое яблоко.
12*. Два сложносокращенных слова:
Мобильник, автомобиль.
Предложения:
1) У мамы на столе лежал мобильник. (Глагол-сказуемое: лежал)
2) Он поехал на автомобиле. (Глагол-сказуемое: поехал)