Вариант 2
(1)Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.
(2)И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверно,
не узнали её. (3)Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли. (4)100 – 150 миллионов
лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.
1 Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) приобрели очертания (предложение 1)
2) космонавты могли (предложение 2)
3) они бы не узнали (предложение 2)
4) катастрофы изменяли (предложение 3)
5) очертания имели (предложение 4)
(1)Силы действия и противодействия неизменно равны и относятся друг к другу как предмет и его
изображение в зеркале. (2)Силы обладают замечательным свойством: они встречаются всегда по
две и притом равными и противоположно направленными. (3)«Одиночных» же сил в природе не
бывает, реально существует лишь взаимодействие между телами. (4)Эти две силы и называют
обычно силами действия и противодействия.
2 Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) силы равны (предложение 1)
2) силы обладают (предложение 2)
3) сил не бывает (предложение 3)
4) существует взаимодействие (предложение 3)
5) называют (предложение 4)
(1)Придворные женские чины были введены Петром Великим отдельным пунктом в
историческом документе «Табель о рангах» 1722 года. (2)Во главе придворного женского штата
стояла обер-гофмейстерина, в распоряжении которой находились 12 статс-дам и 12 фрейлин.
(3)Звание фрейлины жаловалось, как правило, девушкам из семей новой аристократии. (4)
Екатерина II, заботясь о подготовке придворных кадров, основала в 1764 году специальный
Институт благородных девиц, который стал школой будущих фрейлин.
3 Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) чины были введены (предложение 1)
2) 12 статс-дам находились (предложение 2)
3) жаловалось (предложение 3)
4) который стал школой (предложение 4)
5) институт стал школой (предложение 4)
- Обоснование: В этом предложении грамматическая основа - приобрели, является главным сказуемым и сообщает о действии, совершенном континентами.
2) Верно определена грамматическая основа в предложении 2: космонавты могли.
- Обоснование: В этом предложении грамматическая основа - могли, является главным сказуемым и выражает возможность или способность, присущую космонавтам в прошлом.
3) Верно определена грамматическая основа в предложении 2: они бы не узнали.
- Обоснование: В этом предложении грамматическая основа - узнали, является главным сказуемым и сообщает о действии, которое они не смогли бы выполнить в прошлом.
4) Верно определена грамматическая основа в предложении 3: катастрофы изменяли.
- Обоснование: В этом предложении грамматическая основа - изменяли, является главным сказуемым и указывает на действие, совершаемое катастрофами прошлого.
5) Верно определена грамматическая основа в предложении 4: очертания имели.
- Обоснование: В этом предложении грамматическая основа - имели, является главным сказуемым и передает информацию о состоянии или обладании очертаниями морей и континентов в прошлом.
1) Верно определена грамматическая основа в предложении 1: силы равны.
- Обоснование: В этом предложении грамматическая основа - равны, является главным сказуемым и объясняет свойства сил - их равенство.
2) Верно определена грамматическая основа в предложении 2: силы обладают.
- Обоснование: В этом предложении грамматическая основа - обладают, является главным сказуемым и рассказывает о свойстве сил - их обладании.
3) Верно определена грамматическая основа в предложении 3: сил не бывает.
- Обоснование: В этом предложении грамматическая основа - бывает, является главным сказуемым и выражает отрицание или отсутствие какого-либо явления или события.
4) Верно определена грамматическая основа в предложении 3: существует взаимодействие.
- Обоснование: В этом предложении грамматическая основа - существует, является главным сказуемым и говорит о наличии или существовании взаимодействия между телами.
5) Верно определена грамматическая основа в предложении 4: называют.
- Обоснование: В этом предложении грамматическая основа - называют, является главным сказуемым и указывает на действие - назвать, которое выполняется силами действия и противодействия.
1) Верно определена грамматическая основа в предложении 1: чины были введены.
- Обоснование: В этом предложении грамматическая основа - были введены, является главным сказуемым и рассказывает о действии, совершенном Петром Великим.
2) Верно определена грамматическая основа в предложении 2: 12 статс-дам находились.
- Обоснование: В этом предложении грамматическая основа - находились, является главным сказуемым и указывает на местонахождение 12 статс-дам.
3) Верно определена грамматическая основа в предложении 3: жаловалось.
- Обоснование: В этом предложении грамматическая основа - жаловалось, является главным сказуемым и сообщает о действии, совершаемом званию фрейлины.
4) Верно определена грамматическая основа в предложении 4: который стал школой.
- Обоснование: В этом предложении грамматическая основа - стал школой, является главным сказуемым и описывает превращение института в школу будущих фрейлин.
5) Верно определена грамматическая основа в предложении 4: институт стал школой.
- Обоснование: В этом предложении грамматическая основа - стал школой, является главным сказуемым и указывает на превращение института в школу будущих фрейлин.