Упражнение 1. Выделите уточняющие члены предложения. Обоснуйте расстановку знаков препинания. 1) За рекою в розовеющем небе ярко сверкала вечерняя звезда (М. Горький). Чтобы читать лекции хорошо то есть не скучно и с пользой для слушателей нужно кроме таланта иметь сноровку и опыт (Чехов). 2. Почти все молодые рыбки особенно некоторые из пород не очень крупных так красивы или лучше сказать так миловидны резвы и чисты, что народ на юге России употребляет слово «рыбка» как слово ласки нежности (Аксаков). 3. Кроме хозяйки застал я в столовой ещё четырёх гостей чиновников. Один из них старик без усов и с седыми бакенами похожий на драматурга Ибсена оказался младшим врачом лазарета (Чехов). 4. Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях столь известных жителям деревни и города например о ожидании почтового дня (Пушкин). 5. На хуторе в трёх вёрстах от деревушки Соломенной разведчики оставили лошадей и пошли пешком (Фадеев). 6. В Крыму в Мисхоре летом я сделал изумительное открытие (Куприн). 7. Шагах в десяти от входа в туннель у самого шоссе стоял одинокий домик (Н. Островский). 8. Мы отправились и бродили долго до вечера (Тургенев). 9. На другой день я с пятью якутами переправился через Лену то есть через узенькие протоки разделявшие бесчисленные острова (Гончаров). 10. Кольчатый тюлень или нерпа относится к числу ластоногих (Арсеньев).
это многа же
Объяснение:
это ни правильна
1) За рекою в розовеющем небе ярко сверкала вечерняя звезда (М. Горький).
В данном предложении слова "в розовеющем небе" являются уточняющим членом предложения, так как они добавляют дополнительную информацию о месте, где ярко сверкала вечерняя звезда. Знаком препинания в данном случае является запятая, так как данный уточняющий член предложения не обязателен и можно было бы пропустить без ущерба для основного смысла предложения.
2) Чтобы читать лекции хорошо, то есть не скучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь сноровку и опыт (Чехов).
В этом предложении фраза "то есть не скучно и с пользой для слушателей" является уточняющим членом предложения, так как она объясняет, что значит "читать лекции хорошо". Здесь уточняющий член заключен в запятые, так как он вносит дополнительную информацию, которую можно было бы опустить без изменения основного смысла предложения. Запятые также ставятся перед и после словосочетания "кроме таланта", так как оно также добавляет дополнительную информацию, которая могла бы быть опущена.
3) Почти все молодые рыбки, особенно некоторые из пород не очень крупных, так красивы, или лучше сказать, так миловидны, резвы и чисты, что народ на юге России употребляет слово «рыбка» как слово ласки, нежности (Аксаков).
В данном предложении уточняющими членами являются слова и словосочетания, которые объясняют, какие именно рыбки так красивы, резвы и чисты. Конкретно уточняющими членами являются слова " особенно некоторые из пород не очень крупных" и "или лучше сказать, так миловидны". Запятые перед и после словосочетания "особенно некоторые из пород не очень крупных" ставятся для выделения этого уточняющего члена. Запятые перед и после словосочетания "или лучше сказать" ставятся для выделения оборота, который вводит альтернативный вариант описания рыбок. Запятые перед словами "резвы и чисты" и перед словами "ласки, нежности" ставятся для выделения перечисления качеств рыбок.
4) Кроме хозяйки, застал я в столовой ещё четырёх гостей-чиновников. Один из них, старик без усов и с седыми бакенами, похожий на драматурга Ибсена, оказался младшим врачом лазарета (Чехов).
В данном предложении уточняющими членами являются словосочетания, которые добавляют дополнительную информацию о гостях в столовой. Конкретно уточняющими членами являются словосочетания "за столом ещё четырёх гостей-чиновников" и "старик без усов и с седыми бакенами, похожий на драматурга Ибсена". Запятые в данном предложении используются для выделения уточняющих членов и обособления оборота сравнения.
5) Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях, столь известных жителям деревни и города, например, о ожидании почтового дня (Пушкин).
В данном предложении уточняющим членом предложения является словосочетание "столь известных жителям деревни и города". Запятые перед и после данного словосочетания ставятся для выделения уточняющего члена. Запятая после слова "например" ставится для выделения данного оборота, который добавляет пример впечатлений, о которых не имеют понятия жители столицы.
6) На хуторе в трёх вёрстах от деревушки Соломенной разведчики оставили лошадей и пошли пешком (Фадеев).
В данном предложении нет уточняющих членов.
7) В Крыму в Мисхоре летом я сделал изумительное открытие (Куприн).
В данном предложении нет уточняющих членов.
8) Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик (Н. Островский).
В данном предложении уточняющими членами являются словосочетания "у самого шоссе" и "в десяти шагах от входа в туннель". Запятые используются для выделения этих уточняющих членов и обособления указаний на местоположение.
9) Мы отправились и бродили долго до вечера (Тургенев).
В данном предложении нет уточняющих членов.
10) На другой день я, с пятью якутами, переправился через Лену, то есть через узенькие протоки, разделявшие бесчисленные острова (Гончаров).
В данном предложении уточняющими членами являются словосочетания "с пятью якутами" и "то есть через узенькие протоки, разделявшие бесчисленные острова". Запятая перед словами "с пятью якутами" ставится для выделения данного уточняющего члена. Запятые перед и после оборота "то есть через узенькие протоки" ставятся для выделения оборота, который объясняет, что значит "переправился через Лену". Запятая после слова "разделявшие бесчисленные острова" ставится для выделения данного перечисления описания протоков.