Укажите, в результате чего возникли логические ошибки в конструкциях с однородными членами (объединение в качестве однородных членов слов, обозначающих родовое и видовое понятие; слов, выражающих скрещивающиеся или несоотносимые понятия; нарушение требования единого основания деления понятий; неправильный выбор союза; неправильное попарное соединение однородных членов; нарушение связи между однородными членами и обобщающим словом и др.) Устраните алогизмы. 1) В клетке сидели три тигра и дрессировщик. 2) В городе не хватало топлива, но и других продуктов. 3) На заводах, фабриках и промышленных предприятиях испытывают новые машины 4) Брошюра посвящена вопросам музыки, живописи, графики, культуры. 5) В кроссе принимали участие школьники, химики, энергетики, студенты. 6) Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом. 7) По «анкетным» данным – возрасту, роду занятий, семейному положению, образованию, интеллекту – они ничуть не схожи.
Давайте разберем каждое предложение и устраним логические ошибки пошагово:
1) В клетке сидели три тигра и дрессировщик.
В данном случае сказуемым является "сидели", а в однородных членах выражены "три тигра" и "дрессировщик". Здесь логическая ошибка заключается в том, что дрессировщик не является животным и не может быть вместе с тиграми в клетке. Чтобы устранить эту ошибку, необходимо использовать разделительный союз "или" вместо союза "и". Таким образом, предложение должно выглядеть следующим образом: "В клетке сидел либо один из тигров, либо дрессировщик".
2) В городе не хватало топлива, но и других продуктов.
В данном предложении логическая ошибка заключается в неправильном выборе союза. Союз "но" используется для противопоставления и не может сочетаться с союзом "и". Чтобы устранить ошибку, необходимо заменить союз "но" на союз "а". Таким образом, предложение должно выглядеть следующим образом: "В городе не хватало топлива, а также других продуктов".
3) На заводах, фабриках и промышленных предприятиях испытывают новые машины.
В данном предложении нарушается требование единого основания деления понятий. Правильнее было бы написать, например, "На заводах и фабриках испытывают новые машины". Таким образом, мы объединяем два однородных понятия - "заводы" и "фабрики" - в единое основание деления.
4) Брошюра посвящена вопросам музыки, живописи, графики, культуры.
В данном предложении неправильно попарное соединение однородных членов. Слова "музыки", "живописи" и "графики" являются родовыми понятиями, а "культура" является видовым понятием. Таким образом, чтобы устранить ошибку, необходимо соединить родовые понятия и видовое понятие с помощью союза "и". Таким образом, предложение должно выглядеть следующим образом: "Брошюра посвящена вопросам музыки, живописи и графики, а также культуры".
5) В кроссе принимали участие школьники, химики, энергетики, студенты.
В данном предложении также нарушается правило попарного соединения однородных членов. Слова "школьники", "химики" и "энергетики" являются родовыми понятиями, а "студенты" является видовым понятием. Чтобы устранить ошибку, необходимо соединить родовые понятия и видовое понятие с помощью союза "и". Таким образом, предложение должно выглядеть следующим образом: "В кроссе принимали участие школьники, химики и энергетики, а также студенты".
6) Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом.
В данном предложении нарушается связь между однородными членами и обобщающим словом. В данном случае обобщающим словом является "человек". Чтобы устранить ошибку, необходимо добавить такое же связывающее обобщающее слово перед каждым однородным членом. Таким образом, предложение должно выглядеть следующим образом: "Человек этот с всегда улыбающимся лицом и с большим опытом".
7) По «анкетным» данным – возрасту, роду занятий, семейному положению, образованию, интеллекту – они ничуть не схожи.
В данном предложении ошибка заключается в использовании несоотносимых понятий. Например, перед словом "возрасту" требуется добавить такое же союзное слово перед каждым другим понятием. Таким образом, предложение должно выглядеть следующим образом: "По «анкетным» данным – по возрасту, по роду занятий, по семейному положению, по образованию и по интеллекту – они ничуть не схожи".
Теперь, после исправления всех логических ошибок, предложения выглядят следующим образом:
1) В клетке сидел либо один из тигров, либо дрессировщик.
2) В городе не хватало топлива, а также других продуктов.
3) На заводах и фабриках испытывают новые машины.
4) Брошюра посвящена вопросам музыки, живописи и графики, а также культуры.
5) В кроссе принимали участие школьники, химики и энергетики, а также студенты.
6) Человек этот с всегда улыбающимся лицом и с большим опытом.
7) По "анкетным" данным – по возрасту, по роду занятий, по семейному положению, по образованию и по интеллекту – они ничуть не схожи.
Таким образом, после исправления логических ошибок, предложения стали логически правильными.