текст 2
(1)«прочитайте мне что-нибудь… что-нибудь ваше любимое! » — просит павел григорьевич. (2)я иду к этажерке с моими книгами. (3)любимое? (4)там много книг, и почти все любимые. (5)среди них есть одна, синенькая, и называется она скучно: «галерея детских портретов». (6)но это вовсе не скучная книга, наоборот! (7)там описано детство разных людей из взрослых книжек: наташа ростова и её брат петя — из книги «война и мир»; илья обломов и андрей штольц — из «обломова»; марфенька и верочка из книги «обрыв» и многие другие. (8)павел григорьевич просит меня прочитать вслух что-нибудь хорошее. (9)что же мне прочитать?
(10)я люблю рассказ о пете ростове. (11)во время нашествия наполеона на россию петя ростов, совсем молоденький, почти мальчик, пошёл добровольцем в армию, чтобы защищать свою родину. (12)он был добрый ко всем, ласковый, раздаривал всё, что имел: перочинный ножик, кофейник, изюм. (13)«отличный изюм, берите, — говорил он, — без косточек». (14)он жалел пленного мальчишку-барабанщика. (15)а сам какой храбрый был! (16)ночью, переодетый во французский мундир, поехал с другим офицером в разведку — прямо в неприятельский лагерь! (17)а на следующее утро в боевой схватке с французами петя ростов был убит. (18)об этом я и читаю павлу григорьевичу. (19)когда я читаю про себя, глазами, это описание гибели пети, то — сказать начистоту? — всегда плачу. (20)ведь петя для меня не персонаж, а настоящий, живой мальчик, друг, товарищ детства.
(21)марина ивановна цветаева свои детские книги называла в стихах «неизменившие друзья в потёртом красном переплёте». (22)и я знаю: я вырасту, разные люди будут встречаться на моём пути, а эти друзья останутся: и петя, и наташа, и илюша. (23)они никогда мне не изменят.
(по а. бруштейн)
9
определите и запишите основную мысль текста.
10
составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11
почему петя ростов, почти мальчик, оказался на войне?
12
определите и запишите лексическое значение слова «косточка» («косточек») из предложения 13. подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
13 № 850
определите стилистическую окраску слова «начистоту» из предложения 19, запишите. подберите и запишите синоним к этому слову.
14 № 893
объясните и запишите значение фразеологизма делать из мухи слона. используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. включите фразеологизм в одно из предложений.
!
План текста:
1. Вопрос о выборе любимой книги для чтения.
2. Описание книги "Галерея детских портретов" и просьба учителя прочитать что-нибудь хорошее.
3. Рассказ о Пете Ростове и эмоциональная реакция рассказчика на его смерть.
Петя Ростов, почти мальчик, оказался на войне во время нашествия Наполеона на Россию, потому что он пошел добровольцем в армию, чтобы защищать свою родину. В тексте не указаны причины, по которым Петя принял такое решение, но можно предположить, что он был вдохновлен патриотическими чувствами и желанием сделать что-то важное и героическое.
Лексическое значение слова "косточка" в предложении 13 - это косточка от фрукта. Возможное предложение со словом "косточка" в другом значении: "Ученый проводил эксперименты, чтобы разгадать одну из сложнейших научных косточек".
Слово "начистоту" из предложения 19 обладает стилистической окраской эмоциональной искренности или откровенности. Синонимом этого слова может быть "откровенно".
Фразеологизм "делать из мухи слона" означает преувеличивать незначительные детали и делать из них большую проблему. Пример ситуации, когда можно использовать этот фразеологизм: "Когда Таня обнаружила небольшую царапину на новой машине, она сразу начала паниковать и делать из мухи слона, хотя это была всего лишь небольшая царапина."