Списать прилагательные из этого текста: как относиться к и культурному наследию своей страны? всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. довелось мне как-то побывать на бородинском поле вместе с замечательным человеком — реставратором николаем ивановичем ивановым. он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без бородинского мы с николаем ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на бородинском поле потомками. и это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле багратиона. сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику национальной свободы россии, признательности брату-грузину. а как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — тучкова: «довольно хранить остатки рабского я родился и большую часть жизни прожил в ленинграде. в своем архитектурном облике город связан с именами растрелли1, росси2, кваренги3, захарова4, воронихина5. по дороге с главного ленинградского аэродрома стоял путевой дворец растрелли. замечательно: первое большое здание города несло печать таланта. дворец был в плохом состоянии — стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его. прикоснись к нему руки реставраторов — и какой праздничной стала бы увертюра к ленинграду. снесли! снесли в конце шестидесятых годов. и ничего нет на этом месте. пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. и — горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами. «запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. на земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста. любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. и еще — с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое — пусть и непонятное тебе — родное слово. вот эти важнейшие человеческие качества и тебе открыть в своей душе : любовь, уважение, знание.