Составьте сложноподчинённые предложения с придаточными изъясни-
тельными, где бы в качестве опорного компонента выступали: а) формы одного
глагола; б) слова разных частей речи, словообразовательно или по значению
связанные с глаголом; в) несвободные словосочетания с главным словом —
глаголом.
1) Я знаю, что ты умеешь решать сложные задачи.
Обоснование: "я знаю" - главное предложение, "что ты умеешь решать сложные задачи" - придаточное изъяснительное предложение, в котором опорным компонентом является форма глагола "умеешь".
2) Мама сказала, что мы поедем на море в следующем году.
Обоснование: "мама сказала" - главное предложение, "что мы поедем на море в следующем году" - придаточное изъяснительное предложение, в котором опорным компонентом является форма глагола "поедем".
Б) Составим сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, где в качестве опорного компонента будут использованы слова разных частей речи, связанные с глаголом словообразовательно или по значению:
1) Мальчик был так уставший, что не смог подняться на гору.
Обоснование: "мальчик был так уставший" - главное предложение, "что не смог подняться на гору" - придаточное изъяснительное предложение, в котором опорным компонентом является слово "смог", связанное с глаголом "подняться" по значению.
2) После ужина ребята начали делать домашнее задание, потому что были очень ответственными.
Обоснование: "после ужина ребята начали делать домашнее задание" - главное предложение, "потому что были очень ответственными" - придаточное изъяснительное предложение, в котором опорным компонентом является слово "были", связанное с глаголом "делать" словообразовательно.
В) Составим сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, где в качестве опорного компонента будут использованы несвободные словосочетания с главным словом - глаголом:
1) После тренировки мальчики обсудили, как победить в следующем матче.
Обоснование: "после тренировки мальчики обсудили" - главное предложение, "как победить в следующем матче" - придаточное изъяснительное предложение, в котором опорным компонентом является несвободное словосочетание "победить в следующем матче".
2) Учитель объяснил, когда нужно использовать данный математический метод.
Обоснование: "учитель объяснил" - главное предложение, "когда нужно использовать данный математический метод" - придаточное изъяснительное предложение, в котором опорным компонентом является несвободное словосочетание "нужно использовать данный математический метод".