Сейчас прикреплю текст. (1)В мае 1762 г. М. В. Ломоносов с приступил к работе над мозаичным панно «Полтавская баталия». (2)Набор этой грандиозной мозаики проходил в мозаичной мастерской на набережной Мойки. (3)Смальты для панно были изготовлены в Усть-Рудице под руководством И. А. Цильха. (4)В декабре 1764 г. мозаика «Полтавская баталия» была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена в медную раму. (5)Ломоносов, хорошо знающий историю России, сам составил описание «Полтавской баталии».
(6)Сюжет мозаики — окончание исторической битвы русских войск со шведами под Полтавой. (7)Основной замысел картины: сражение ещё не закончено, но стойкость шведских войск уже поколеблена, и победа над ними уже предрешена. (8)На первом плане изображён Пётр I на скачущей лошади с поднятой шпагой в руке, в окружении генералов и охраняющих его свиту солдат. (9)Обстановка ещё достаточно опасная для жизни Петра и его окружения, потому что сражение ещё продолжается и враг не сломлен. (10)Позади трупы солдат, лошадей, стрелковое оружие. (11)За Петром следуют его соратники Шереметьев, Меншиков, Голицын. (12)Изображён и раненый Карл XII, сидящий в простой коляске и пытающийся сдержать наступление русских войск. (13)Но приближённые Карла, поняв бессмысленность сопротивления, предлагают ему бегством.
(14)Ломоносов-историк весьма правдиво изобразил Полтавское сражение, оказавшее огромное влияние на судьбу России первой четверти XVIII века.
(15)«Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. (16)Замысел художника изготовить другую картину этой же серии — «Азовское взятие» остался неосуществлённым.
(17)Отдавая дань художественному творчеству Ломоносова, высоко оценивая созданные им произведения мозаичного искусства, Академия художеств 10 октября 1763 г. избрала его своим почётным членом. (18)На торжественном собрании, отвечая на приветственную речь директора этой Академии архитектора А. Ф. Кокоринова, Ломоносов заявил, что он приложит все усилия, чтобы «показать себя достойным такового присвоения».
(По Е. Ширшову)
10. Задание 10 № 3537
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8−10 текста. Запишите ответ.
11. Задание 11 № 3538
Почему автор считает, что Ломоносов правдиво изобразил Полтавское сражение? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
12. Задание 12 № 3539
Определите и запишите лексическое значение слова «баталия» из предложения 1.
13. Задание 13 № 3540
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 10−11, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
14. Задание 14 № 675
Объясните значение пословицы «Корень учения горек, да плод его сладок», запишите Ваше объяснение.
задание 10
Объяснение:
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8−10 текста. Запишите ответ.
Пояснение.
ответ: описание.
Задание 11
Почему автор считает, что Ломоносов правдиво изобразил Полтавское сражение? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
Пояснение.
1. Ломоносов хорошо знал отечественную историю и поэтому достоверно изобразил подробности Полтавской битвы на панно.
2. Ломоносов-историк, битва русских войск со шведами, опасная обстановка, раненый Карл XII, трупы солдат, лошадей, стрелковое оружие.
Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «баталия» из предложения 1.
Пояснение.
Баталия — битва, сражение.
Задание 13
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 10−11, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Пояснение.
1. Соратники.
2. Соратник — испытанный, надёжный боевой товарищ, а также вообще товарищ по борьбе, деятельности.
задание 14
Данная пословица означает: учение всегда связано с преодолением определённых трудностей, но результат, который оно приносит, помогает человеку достигнуть успеха в жизни.