с контрольной Контрольная работа по теме «Стилистика и культура речи» 1. В каких формах существует русский литературный язык? А) в устной; Б) в письменной; В) все перечисленное. 2. Какая лексика характерна для письменной формы русского литературного языка? А) разговорно-бытовая; Б) книжная; В) все перечисленное. 3. Какая лексика характерна для устной формы русского литературного языка? А) разговорно-бытовая; Б) книжная; В) все перечисленное. 4. Сколько функциональных стилей выделяют в русском литературном языке? А) два; Б) три; В) пять. 5. Где имеет место письменная форма русского литературного языка? А) в произведениях науки и искусства; Б) в официально-деловых документах; В) все перечисленное. 6. Где может проявляться научный стиль в устной форме литературного языка? А) в вузовских лекциях; Б) в докладах на научных конференциях; В) все перечисленное. 7. В русском языке словесное ударение является… А) вариативным; Б) фиксированным; В) подвижным или фиксированным в зависимости от правил произношения; Г) подвижным и разноместным. 8. Для текстов научного стиля характерно (-а): А) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы; Б) частое использование эмоционально-экспрессивных слов, междометий, частиц; В) наличие жаргонной лексики; Г) широкое использование прилагательных в составе терминов. 9. Расставьте ударение в словах в соответствии с литературной нормой. Средства, выборам, туфля, нормированный, облегчение, сосредоточение, черпать, умерший, понял, втридорога, договор, щавель. 10. Найдите речевые ошибки. Исправьте предложения. 1) Тихо гудели телеграфные проводы. 2) Я представляю вам возможность самостоятельно решать эти вопросы. 3) Новый клуб – гордыня посёлка. 4) Собеседник оказался жизнерадостный и весёлым человеком. 5) Солдаты, полные жгучей ненавистью к врагу, сражались мужественно и бесстрашно. 11. Назовите основные качества, которыми должна обладать речь преподавателя (учителя). Охарактеризуйте их. 12. Определите стиль и тип речи. При изучении роли леса в круговороте воды возникают два основных вопроса: а) какова роль леса как фактора образования осадков и б) какова роль в распределении осадков, выпадающих из атмосферы? Лес, образуя огромную охлаждающую поверхность в виде многочисленной листвы, ветвей, сучьев и стволов, содействует конденсации паров в большей степени, чем другие типы растительности. Туманы над лесом более устойчивы, чем над полями. Нередко можно наблюдать, как с листьев широколиственных пород стекает вода, образовавшаяся от конденсации паров. При выпадении осадков в лесу часть их задерживается кронами и путём физического испарения возвращается в атмосферу. В общем, можно сделать следующие выводы: лес значительно влияет на количество получаемых осадков. (М.Е.Ткаченко) 13. Составьте текст-рассуждение на одну из тем: 1) Существует ли любовь с первого взгляда? 2) Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. А может наоборот? 3) Что нужно сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?
Ответ: Все перечисленное.
Обоснование: Русский литературный язык существует как в устной, так и в письменной форме. Устная форма русского языка используется в разговорной речи, в общении между людьми, в повседневной жизни. Письменная форма русского языка применяется в текстах, написанных на бумаге или в электронном виде, таких как книги, статьи, письма и другие документы.
2. Какая лексика характерна для письменной формы русского литературного языка?
Ответ: Все перечисленное.
Обоснование: В письменной форме русского литературного языка преобладает книжная лексика, которая используется для создания более точных, формальных и выразительных текстов. Однако, также может встречаться и разговорно-бытовая лексика, если автор использует ее для передачи реалий повседневной жизни или для придания тексту особого стиля.
3. Какая лексика характерна для устной формы русского литературного языка?
Ответ: Разговорно-бытовая лексика.
Обоснование: Устная форма русского литературного языка отличается от письменной использованием разговорно-бытовой лексики. Это связано с естественной и спонтанной природой устной речи, где люди общаются без использования сложных формальных конструкций, как в письменной форме.
4. Сколько функциональных стилей выделяют в русском литературном языке?
Ответ: Три.
Обоснование: В русском литературном языке выделяют три основных функциональных стиля - научный, художественный и публицистический. Каждый из них имеет свои особенности в использовании лексики, синтаксиса, речевых оборотов и т.д.
5. Где имеет место письменная форма русского литературного языка?
Ответ: Все перечисленное.
Обоснование: Письменная форма русского литературного языка используется в произведениях науки и искусства, в официально-деловых документах и во многих других текстах. Например, в книгах, статьях, учебниках, докладах и т.д.
6. Где может проявляться научный стиль в устной форме литературного языка?
Ответ: Все перечисленное.
Обоснование: Научный стиль в устной форме литературного языка может проявляться во взаимодействии среди ученых, например, во время вузовских лекций, докладов на научных конференциях и других научных мероприятий.
7. В русском языке словесное ударение является…
Ответ: Подвижным и разноместным.
Обоснование: Словесное ударение в русском языке является подвижным, то есть может перемещаться в зависимости от формы и рода слова. Оно также может иметь разное место в слове в зависимости от правил произношения.
8. Для текстов научного стиля характерно (-а):
Ответ: Стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы; широкое использование прилагательных в составе терминов.
Обоснование: В текстах научного стиля преобладает стандартное расположение материала с обязательностью формы, то есть со строгими требованиями по структуре и логике изложения. Кроме того, тексты научного стиля характеризуются широким использованием прилагательных в составе терминов для точного описания предметов или явлений.
9. Расставьте ударение в словах в соответствии с литературной нормой. Средства, выборам, туфля, нормированный, облегчение, сосредоточение, черпать, умерший, понял, втридорога, договор, щавель.
Ответ: Средства, выбОрам, тУфля, нормИрованный, облегчЕние, сосрЕдоточение, чЕрпать, умЕрший, пОнял, втрИдорога, Договор, щАвель.
10. Найдите речевые ошибки. Исправьте предложения.
1) Тихо гудели телеграфные проводы. 2) Я представляю вам возможность самостоятельно решать эти вопросы. 3) Новый клуб – гордыня посёлка. 4) Собеседник оказался жизнерадостный и весёлым человеком. 5) Солдаты, полные жгучей ненавистью к врагу, сражались мужественно и бесстрашно.
Исправленные предложения:
1) Тихо прогудели телеграфные провода.
2) Я представляю вам возможность самостоятельно решить эти вопросы.
3) Новый клуб стал гордостью посёлка.
4) Собеседник оказался жизнерадостным и весёлым человеком.
5) Солдаты, полные жгучей ненависти к врагу, сражались мужественно и бесстрашно.
11. Назовите основные качества, которыми должна обладать речь преподавателя (учителя). Охарактеризуйте их.
Ответ: Речь преподавателя (учителя) должна быть четкой, понятной, логичной и информативной.
Обоснование: Четкость речи позволяет ученикам легко понимать и запоминать преподаваемый материал. Понятность речи обеспечивает ясное и доступное объяснение учебного материала. Логичность речи помогает ученикам понять связь между различными концепциями и темами. Информативность речи предоставляет ученикам необходимую информацию, которая помогает им в учебе и расширяет их знания.
12. Определите стиль и тип речи.
При изучении роли леса в круговороте воды возникают два основных вопроса: а) какова роль леса как фактора образования осадков и б) какова роль в распределении осадков, выпадающих из атмосферы? Лес, образуя огромную охлаждающую поверхность в виде многочисленной листвы, ветвей, сучьев и стволов, содействует конденсации паров в большей степени, чем другие типы растительности. Туманы над лесом более устойчивы, чем над полями. Нередко можно наблюдать, как с листьев широколиственных пород стекает вода, образовавшаяся от конденсации паров. При выпадении осадков в лесу часть их задерживается кронами и путём физического испарения возвращается в атмосферу. В общем, можно сделать следующие выводы: лес значительно влияет на количество получаемых осадков. (М.Е.Ткаченко)
Ответ: Стиль - научный стиль, тип речи - описательный.
Обоснование: Текст является научным, так как он рассматривает функцию леса в круговороте воды и приводит аргументы на основе наблюдений и исследований. Он также использует объективные данные и специальную терминологию. Тип речи - описательный, поскольку автор предоставляет описание феномена роли леса в круговороте воды и делает