Работа с текстом. Выделите языковые средства выразительности в поэтическом тексте.Определите их функции. Звени, Солнце! Копья светлые мечи, Сердце радуйся и пояс развяжись! лей на землю жизнерадостные лучи. Эй, душа моя, пошире распахнись! Звени, знойный, краснощекий, Звени, знойный, кумачовый, ясный-ясный день! яркий-яркий день. Звездидень! Звездидень! Звездидень! Звездидень! Пойте, птицы! Пойте, люди! Пой, Земля! Звени, Солнце! Жизнь у каждого одна, Побегу я на веселые поля. лучезарная, бегучая волна. Звени, знойный, черноземный, Звени, знойный, разудалый, русский алый день. полный-полный день. Звездидень! Звездидень! Звездидень! Звездидень! (Василий Каменский)
Звени, Солнце! Копья светлые мечи,
лей на Землю жизнедатные лучи.
Звени, знойный, краснощекий,
ясный, ясный день!
Звенидень!
Звенидень!
Пойте, птицы! Пойте, люди! Пой, Земля!
Побегу я на веселые поля.
Звени, знойный, черноземный,
полный-полный день.
Звенидень!
Звенидень!
Сердце, радуйся, и пояс, развяжись!
Эй, душа моя, пошире распахнись!
Звени знойный, кумачовый,
яркий-яркий день.
Звенидень!
Звенидень!
Звени, Солнце! Жизнь у каждого одна,
лучезарная, бегучая волна.
Звени, знойный, разудалый,
русский алый день.
Звенидень!
Звенидень!
1. Эпитеты: знойный, кумачовый, яркий-яркий день, черноземный, полный-полный день, лучезарная, бегучая волна, весёлая земля, жизнедатные лучи
Цель эпитетов - подчеркивание чего-то особенного с особой выразительности, на что хочет обратить внимание Они автору воодушевить предмет (волну, день, землю).
2. Риторические восклицания: Звени, Солнце! Пойте, птицы!
Передают кульминацию чувств, взрыв эмоций.
3. Риторические обращения: Звени, Солнце! Пойте, птицы! Эй, душа моя, пошире распахнись!
Задача риторического обращения - стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи.
4. Анафора: Пойте, птицы! Пойте, люди! Пой, Земля!
Придаёт выразительность, яркость, заостряет внимание на каких-то важных моментах создать ритм стихотворения.
5. Авторские неологизмы: звенидень, жизнедатные
Передают мироощущение поэта; служат средством яркой оценки описываемых предметов, событий, явлений. Привлекают внимание читателей к этому понятию.
6. Лексический повтор: Звенидень! Звенидень!
Придает экспрессивность, яркость. Самое главное - подчёркивает главную мысль автора: вот такой классный, замечательный был этот день.
7. Метафора: копья светлые солнца
Придаёт стихотворению уникальный смысл и дополнительную экспрессивность.
8. Инверсия: душа моя
Служит для выделения нужных для авторского замысла слов понять смысл стихотворения; делает стихотворение образным, ярким, выразительным.
9. Ряды однородных членов: Звени, знойный, разудалый, русский алый день. Звени, знойный, краснощекий, ясный, ясный день!
Конкретизируют и детально описать какое-то явление передать мысль автора более точно.