Прочитайте тексты. какая тема объединяет их? 1) искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из по- тока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и за- печатлевает его в кристаллах книг. но искусство идёт дальше. оно стремится развернуть перспективу не только позади, но и впереди жизни, силится увлечь в будущее.
2. Не правда ли - примерам нет конца
Тому, как образ, в камне воплощенный,
Пленяет взор потомка восхищенный
Т замыслом, и почерком резца?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
1. определяя тему, которой объединены два текста, ученик выбирал из двух формулировок: «искусство - звено, соединяющее , настоящее и будущее»; «настоящее произведение искусства прославляет автора во все времена». какой вариант кажется вам верным? почему?
2. согласны ли вы с тем, что оба текста являются текстами-рассуждениями? выделите тезис и аргументы.
3. сравните глагольные формы в текстах. сделайте вывод об особенностях их употребления.
4. объясните постановку двоеточия в каждом тексте.
1. Корректным вариантом выглядит формулировка "искусство - звено, соединяющее настоящее и будущее". Это объясняется тем, что в тексте указано, что искусство действует не только в прошлом, но и стремится увлечь в будущее.
2. Да, оба текста являются текстами-рассуждениями, обосновывающими и приводящими примеры для подтверждения своей точки зрения. В первом тексте тезисом будет выражение "искусство выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает его в кристаллах книг", а аргументом - высказывания о том, что искусство стремится развернуть перспективу не только позади, но и впереди жизни. Во втором тексте тезисом будет утверждение о том, что "творенье может пережить творца", а аргументами будут строки, которые описывают, как образ, воплощенный в камне, может восхищать потомков и согревать сердца веками.
3. Глагольные формы в текстах обеих работ отражают действие искусства на прошлое, настоящее и будущее. В первом тексте сказуемым является "искусство выполняет работу памяти" и "оно выбирает", что указывает на действия искусства в настоящем времени. Во втором тексте сказуемыми являются глаголы "пленяет", "замыслом запечатленный" и "будет согревать", которые описывают действия искусства в будущем времени.
4. Двоеточие в первом тексте используется для описания дальнейших целей искусства, то есть для указания на его стремление развернуть перспективу впереди жизни. Во втором тексте двоеточие используется для передачи диалога, где каждая строка является репликой, высказываемой разными говорящими (творцом и потомком).