Упражнение 2. Спишите предложения. Подчеркните однородные члены предложения вместе с обобщающим словом. Какие слова являются обобщающими для этих однородных членов? На какие вопросы они отвечают? Составьте схемы к предложениям: 1) По обеим сторонам дома разбросано было несколько жилых служб и разнообразных строений: сарай, конюшня, погреба, амбары, застольная изба, баня и господская кухня. 2) Шум, брань, мычание, блеяние, рев- всё сливается в один нестройный говор. 3) и море, и небо, и все радовало глаз. 4) Посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, зеленели приветливо и свежо. 5) Повсюду мох: и внизу и под ногами, и - белый песок тополь, акация, берёзы на камнях, и на ветвях деревьев. - -
1) По обеим сторонам дома разбросано было несколько жилых служб и разнообразных строений: сарай, конюшня, погреба, амбары, застольная изба, баня и господская кухня.
- жилые службы и строения (сарай, конюшня, погреба, амбары, застольная изба, баня и господская кухня)
- обобщающее слово: и
- отвечает на вопросы: какие строения были разбросаны по обеим сторонам дома?
2) Шум, брань, мычание, блеяние, рев- всё сливается в один нестройный говор.
- звуки (шум, брань, мычание, блеяние, рев)
- обобщающее слово: всё
- отвечает на вопросы: какие звуки сливаются в один говор?
3) и море, и небо, и все радовало глаз.
- объекты (море, небо)
- обобщающее слово: и
- отвечает на вопросы: что радовало глаз?
4) Посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, зеленели приветливо и свежо.
- деревья (клён)
- обобщающее слово: и
- отвечает на вопросы: какие деревья были посажены заботливыми руками человека?
5) Повсюду мох: и внизу и под ногами, и - белый песок тополь, акация, берёзы на камнях, и на ветвях деревьев.
- растительность (мох, тополь, акация, берёзы)
- обобщающее слово: и
- отвечает на вопросы: какая растительность есть повсюду?