Прочитайте текст. Сформулируйте и прокомментируйте проблему текста. Найдите 2 примера-иллюстрации, важные для понимания проблемы текста. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора.
Пустеют наши библиотеки. Наплыв народу - в дни студенческих сессий и выпускных экзаменов. Много мудрых мыслей пылятся на полках невостребованными, непрочитанными. Мысль же о книгах на книжных полках отдельных квартир приводит меня в трепет. Эти книги - в массе своей - напоминают узников, замкнутых в оковы стеклянных шкафов, так и не до с пристрастием. Подумать только - пять миллиардов книг во всех библиотеках страны и тридцать - в шесть раз более - в домах людских. Узнать бы еще - сколько их, так ни разу и не раскрытых?
И вот уж грешная мысль неотвязно следует за мной. «Духовной пищей никого не удивишь», - может, не удивишь потому, что слишком много ее? Слишком доступна, близка, а оттого и цена ей меньше? Слишком легко попасть в музей - не оттого ли люди, живущие с ним по соседству, так ни разу в нем и не бывали? Не потому ли есть москвичи, не знающие, где «Третьяковка»?
Нет ли печальной закономерности в таком постулате: дешево то, что доступно, дорого то, что редко. А если «духовная пища» дешевеет рядом с нехваткой материального, не возникает ли переоценка ценностей? Переоценка, когда удивишь новомодной кофточкой, но не удивишь стародавними «Опытами» Мишеля Монтеня, «Войной и миром» Толстого, стихами Тютчева, старым мхатовским спектаклем, записанным на видеопленку, или картиной Александра Иванова «Явление Христа народу»?
Мне могут возразить, что высокая оценка кофточки отнюдь не противоречит восхищению картиной Александра Иванова или достойной книгой. Согласен - но при одном условии: если кофточка, выстраиваясь в ряд с новомодными сапогами, дубленкой, диваном и ковром, в сознании человека не приобретает больше никаких иных свойств, какими могут обладать удобная одежда и нормальная обстановка. Если же одежда начинает обретать черты престижности, «культурности», даже, если хотите, социальности, если погоня за материальным оборачивается целью жизни, смещение ценностей в системе нравственных координат становится совершенно определенной силой. Преувеличивая значение вещей, человек автоматически преуменьшает значение «пищи духовной».
(А. Лиханов)
Проблема текста заключается в недостаточной оценке и уважении культурных ценностей в обществе. Автор обеспокоен тем, что люди больше интересуются материальными благами и модой, в то время как ценные книги остаются непрочитанными и недоступными.
Первый пример-иллюстрация, важный для понимания проблемы текста, это "пустующие библиотеки". Автор указывает на то, что библиотеки пустеют и многие книги остаются невостребованными. Это представляет проблему недостаточного интереса к чтению и недооценки книг как средства культурного развития.
Второй пример-иллюстрация - "узниковые книги в домах людей". Автор сравнивает нераскрытые книги, стоящие на полках домов, с узниками, замкнутыми в оковы стеклянных шкафов. Этот пример демонстрирует, что важные и ценные книги не используются и не уделяется должного внимания.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями заключается в том, что оба они подчеркивают недостаточное внимание и ценность, которые люди придают книгам и культурным ценностям в общем. Библиотеки пустеют из-за недостатка интереса к чтению, а в домах книги остаются нераскрытыми из-за отсутствия внимания и уважения к ним.
Позиция автора состоит в том, что обилие доступной "духовной пищи" может привести к недооценке и невниманию к культурным ценностям. Автор считает, что переоценка материальных ценностей и недостаток интереса к культуре влияют на систему нравственных координат общества. Он выражает беспокойство по поводу того, что люди могут сосредоточиться на потребительской культуре и потерять интерес к книгам, картинам и другим культурным ценностям.