Прочитайте текст К. Г. Паустовского и выполните задания
(1) Так началась осень. (2) Для меня она пришла сразу в это утро. (3) До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, а жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.
(4) Осень пришла внезапно. (5) Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей: от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки. (6) Осень пришла врасплох и завладела землей: садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. (7)Все сразу стало осенним.
(8) Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. (9) Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. (10) Только днем было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
(11) Листья падали дни и ночи. (12) Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (13) К концу сентября перелески обнажились, поэтому сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
1. Определить стиль, тип речи.
2. Определить тему, основную мысль.
3. Найти слова, употребленные в переносном значении.
– С какой целью их употребляет автор?
2. Выполнить задания:
1. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
2. Замените разговорное слово «суматоха» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Замените словосочетание «пароходного гудка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 5
5. Выпишите страдательное причастие из предложения 13.
6. Найдите в предложении 8 глагол с чередующимся гласным звуком в корне слова.
7. Среди предложений 6–10 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.