Прочитайте неопределенно-личные предложения. Укажите, чем выражен главный член предложения. С чем связано употребление
именно этих форм глагола-сказуемого, а не других? Как вы думаете,
что важнее в этих предложениях
лицо или действие? Почему эти
предложения называются неопределенно-личными?
Образец. Здесь экономят воду (3 л., мн. ч., наст. вр.).
1. День водных ресурсов в мире отмечают 22 марта.
2. Этот
праздник установили, чтобы напомнить человечеству о важно-
сти водных ресурсов для окружающей среды и развития общества,
3. Водой называют химическое соединение Н,0.
4. Ученые до сих пор
исследуют воду и находят о ней все более интересные данные.
5.Во время исследований выяснили, что горячая вода замерзает быстрее, чем холодная.
6.Вода может "записывать" информацию. Этот эффект назвали "память воды".
7.Рекомендуют употреблять полтора-два литра воды в день.
Неопределённо-ли́чные предложе́ния — это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии. Глагол в этих формах выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие.
В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады. Например:
« По улицам слона водили… »
(И. Крылов);
« И пусть говорят, да пусть говорят, но — нет, никто не гибнет зря… »
(В. Высоцкий);
Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется...
Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать:
группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости.
одно лицо: Мне принесли эту книгу.
и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут.
лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат. На экзамене мне поставили пять.
Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т. е. неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые.
В составе неопределённо-личных предложений употребляются 2 группы второстепенных членов:
Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля:
« В зале пели. В соседнем классе шумят. В юности часто стремятся кому-то подражать. »
(А. Фадеев)
Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека.
Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения:
« Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады; Сейчас его приведут сюда. »
(М. Горький). При исключении же из состава предложения этих второстепенных членов предложения представляют собой неполные двусоставные с пропущенным подлежащим:
« С утра поехали в лес. В лесу пробыли до позднего вечера.