Прочитайте фрагмент рассказа К. Г. Паустовского. Найдите И выделите цветом пару слов с чередованием согласных в
Корне.
Г
be
сказал он.
Мы уже свыклись с мысльо, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, освещённых белым
солнцем и багровым гламенем весёлых печей. Последняя память о лете исчезла, знакомый лесничий усмехнулся,
когда мы рассказали ему о своей топытке зелёную листву на берёзе,
- Это закон,
Закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от
многих вещей от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к
осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы
и среди зимы испарять влагу, а мёрзлая земля не давала бы её корням дерева, и дерево неизбежно погибло бы от
зимней засухи, от жажды.
При чтении этих слов, можно заметить, что в корне каждого из них чередуются согласные звуки. Например, в слове "освещённый" чередуется согласная звуковая связь "щ-ш", в слове "багровый" чередуется согласная звуковая связь "г-в", в слове "знакомый" - "к-м", и так далее.
Такое чередование согласных звуков в корне слов является одним из особенностей русского языка. Оно обусловлено историческим развитием языка и теорией звукового закона "распадающегося корня".
Чтобы увидеть чередование согласных звуков в корне слова, нужно проследить, как меняются эти звуки при изменении слова по падежам, числам, лицам и т.д.
Например, в слове "освещённый" можно увидеть чередование звуков "щ-ш". Корень слова - "свет", а в форме "освещённый" звук "т" после "св" превращается в звук "щ". Обратите внимание, что в других формах слова - "освещу", "освещает", "освещали", чередования звуков "щ-ш" нет.
Таким образом, чередование согласных в корне слова придаёт слову грамматическую гибкость и позволяет установить связь между разными формами слова.
В данном фрагменте рассказа К. Г. Паустовского, чередование согласных в корне слов создает разнообразие и красочность описания, помогая читателю визуализировать и представить события в рассказе.