Перепишите предложения, расставляя недостающие знаки
препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Объясните условия выбора двоеточия в бессоюзных сложных предложениях.

1. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь шапку ли
поднять на всём ск_ку из руж_я ли стр_лять. Одно было в нём нехорошо
ужасно падок был на деньги. 2. Только не один Печорин любовался
хорош_нькой кн_жной из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза,
неподвижные, огне_ые. 3. Зашёл разговор о лошадях и
Печорин нач_л ра_хвал_вать лошадь Казбича уж такая-то она резвая,
красивая, словно серна… 4. И точно, такую п_н_раму вряд ли где
ещё удастся мне видеть под нами лежала Койшаурская д_лина,
перес_ка_мая Арагвой и другой речкой, как двумя серебря_ыми
нитями голуб_ватый туман ск_льзил по ней, убегая в соседние

т_снины от тёплых лучей утра (на)прав_ и (на)лев_ гребни гор, один
выше другого, перес_кались, т_нулись, покрытые снегами, кустарником
(в)д_ли те(же) горы… 5. Вот смотрю из леса вые_жает кто-то на
серой лошади… 6. Смотрю Печорин на ск_ку пр_л_жился из ружья…
7. Я хотел было поставить крест, да, знаете, неловко всё-таки она
[Бэла] была не христианка… 8. Я засветил серную спичку и поднёс её
к носу мальчика она оз_рила два белые глаза. Он был слепой,
соверше_о слепой от пр_роды. 9. Когда я вошёл все замолчали видно,
говорили обо мне. 10. Писать я (не)мог долго тайное беспокойство мною
овладело.

fhdhjdh fhdhjdh    2   09.04.2020 00:30    274

Ответы
aktczzzzz aktczzzzz  10.01.2024 20:20
1. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять, на всём скоку из ружья ли стрелять. Одно было в нём нехорошо, ужасно падок был на деньги.
- В этом предложении используется двоеточие для обозначения причинно-следственной связи между действием (поднять шапку, стрелять из ружья) и характеристикой головореза (проворный на что хочешь), а также для выделения дополнительной информации о его нежелательной черте (падок на деньги). Двоеточие позволяет ясно выразить связь между этими элементами предложения.

2. Только не один Печорин любовался хорошенькой княжной: из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненые.
- В данном случае двоеточие используется для представления пояснения и дополнительной информации о людях, которые также смотрят на княжну. Они представлены как "другие два глаза, неподвижные, огненые".

3. Зашёл разговор о лошадях и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича: уж такая-то она резвая, красивая, словно серна…
- Здесь двоеточие используется для указания на то, что следующая часть предложения представляет собой описание качеств лошади Казбича. Печорин говорит, что эта лошадь "резвая, красивая, словно серна".

4. И точно, такую панораму вряд ли где-то ещё удастся мне видеть: под нами лежала Койшаурская долина, пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями голубоватый туман скользил по ней, убегая в соседние теснины от теплых лучей утра.
- В этом предложении двоеточие используется для выделения информации о том, как выглядит панорама, которую говорящий видел. Пропущенные слова "на" и "прави" указывают на то, что гребни гор пересекаются и идут друг за другом.

5. Вот смотрю, из леса выезжает кто-то на серой лошади…
- В данном случае нет необходимости ставить двоеточие, так как предложение является независимым.

6. Смотрю, Печорин на скоку прилег из ружья…
- В этом предложении также нет необходимости ставить двоеточие, так как оно является независимым.

7. Я хотел было поставить крест, да, знаете, неловко всё-таки она (Бэла) была не христианка…
- В данном случае двоеточие используется для обозначения причинно-следственной связи между желанием поставить крест и основанием для неловкого чувства. Бэла не была христианкой, поэтому ставить крест на ее могилу было бы неуместно.

8. Я засветил серную спичку и поднёс её к носу мальчика: она озарила два белые глаза. Он был слепой, совершенно слепой от природы.
- В этом предложении двоеточие используется для выделения дополнительной информации о мальчике, который был совершенно слепой от рождения. Эта информация объясняет, почему он не мог видеть, когда спичка озарила его глаза.

9. Когда я вошёл, все замолчали: видно, говорили обо мне.
- В данном случае двоеточие используется для выделения пояснения о причине молчания людей. Они молчали, потому что видно было, что они говорили об авторе.

10. Писать я не мог долго: тайное беспокойство овладело мной.
- В этом предложении двоеточие не нужно, так как вторая часть предложения не является дополнительной информацией. Она объясняет, почему автор не мог писать.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык