Определите тип подчинения придаточных предложений в составе СПП. 1. Чтобы вообразить Верину жизнь, он должен был перенестись на четверть века назад в то время, когда он был студентом, худым, подвижным.
2. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей, Женя вспомнила всё в подробностях.
3. Они сидели у одного из окон, которые были так пыльны, чопорны и огромны, что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, где нельзя оставаться в шапке.
4. А наутро она стала задавать вопросы о том, что такое Мотовилиха и что там делали ночью.
5. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в дебри.
6. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице, где они тогда жили, он представлялся ей всегда печальным.
7. В корпусе говорили, что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша, которой ни один из кадет не видел, потому что она была постоянно больна.
8. Пьер, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы, сильно потерял во мнении общества.
9. И папа прочёл заметку о том, что ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки, следствие отдалённого землетрясения, эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции, где разрушено несколько селений.
10. Он рад, что вернулся и что этот день встретит с товарищами.
11. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными, они оказались на вершине, когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо.
12. Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район.
13. Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться.
14. Они [старики] говорили, что, когда кончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу.
15. Артемьев подтвердил, что ведущий хирург медсанбата всё тот же, что был при Серпилине.
16. Доложив генералу всё, что нужно было, он в свою комнату, в которой уже, давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин.
17. Мы рассчитали, что если пойдём по тропе, то выйдем на реку Найну к корейцам.
18. И, конечно, они не заметили, что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение, которое мысленно декламировал Байрон.
1. Чтобы вообразить Верину жизнь, он должен был перенестись на четверть века назад в то время, когда он был студентом, худым, подвижным.
В данном предложении есть подчинительное союзное слово "чтобы", которое вводит придаточное предложение цели "чтобы вообразить Верину жизнь". Это придаточное предложение указывает на цель или намерение главного предложения ("он должен был перенестись на четверть века назад в то время, когда он был студентом, худым, подвижным").
2. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей, Женя вспомнила всё в подробностях.
В данном предложении есть подчинительное союзное слово "когда", которое вводит придаточное предложение времени "когда все вышли обедать". Это придаточное предложение указывает на время, когда происходит действие главного предложения ("Женя вспомнила всё в подробностях").
3. Они сидели у одного из окон, которые были так пыльны, чопорны и огромны, что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, где нельзя оставаться в шапке.
В данном предложении есть относительное местоимение "которые", которое вводит придаточное предложение определительное "которые были так пыльны, чопорны и огромны". Это придаточное предложение указывает на свойства или характеристики главного предложения ("они сидели у одного из окон").
4. А наутро она стала задавать вопросы о том, что такое Мотовилиха и что там делали ночью.
В данном предложении есть вводное союзное слово "что", которое вводит придаточное предложение вопросительное "что такое Мотовилиха и что там делали ночью". Это придаточное предложение указывает на объект или предмет, о котором идет речь в главном предложении ("она стала задавать вопросы о том").
5. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в дебри.
В данном предложении есть союзное слово "прежде чем", которое вводит придаточное предложение времени или условия "прежде чем рассказывать о своём путешествии". Это придаточное предложение указывает на условие или предшествующее действие перед выполнением действия главного предложения ("мне хочется объяснить, почему мне вздумалось отправиться").
6. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице, где они тогда жили, он представлялся ей всегда печальным.
В данном предложении есть союзное слово "когда", которое вводит придаточное предложение времени "когда впоследствии Женя припомнила тот день". Это придаточное предложение указывает на время, когда осуществляется действие главного предложения ("он представлялся ей всегда печальным").
7. В корпусе говорили, что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша, которой ни один из кадет не видел, потому что она была постоянно больна.
В данном предложении есть вводное слово "что", которое вводит придаточное предложение сообщения или предположение "что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша". Это придаточное предложение указывает на сообщение или предположение, высказанное в главном предложении ("в корпусе говорили").
8. Пьер, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы, сильно потерял во мнении общества.
В данном предложении есть относительное местоимение "которого", которое вводит придаточное предложение определительное "которого ласкали и прославляли". Это придаточное предложение указывает на характеристики или атрибуты главного предложения ("Пьер сильно потерял во мнении общества").
9. И папа прочёл заметку о том, что ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки, следствие отдалённого землетрясения, эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции, где разрушено несколько селений.
В данном предложении есть вводное слово "что", которое вводит придаточное предложение сообщения "что ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки". Это придаточное предложение передает сообщение или информацию, содержащуюся в главном предложении ("папа прочёл заметку о том").
10. Он рад, что вернулся и что этот день встретит с товарищами.
В данном предложении есть союзное слово "что", которое вводит два придаточных предложения содержания "что вернулся" и "что этот день встретит с товарищами". Эти придаточные предложения указывают на содержание или то, в чем состоит радость ("он рад").
11. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными, они оказались на вершине, когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо.
В данном предложении есть причастные обороты "сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными" и "когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо". Эти причастные обороты указывают на обстоятельства сопровождения и времени, соответственно, главного предложения ("они оказались на вершине").
12. Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район.
В данном предложении есть союзное слово "где", которое вводит придаточное предложение места "где он находится". Это придаточное предложение указывает на местоположение главного предложения ("Звягинцев не мог понять").
13. Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться.
В данном предложении есть союзное слово "как", которое вводит придаточное предложение способа "как же выглядели эти места раньше". Это придаточное предложение указывает на способ выполнения действия главного предложения ("он мучительно старался вспомнить").
14. Они [старики] говорили, что, когда кончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу.
В данном предложении есть вводное слово "что", которое вводит придаточное предложение сообщения "что, когда кончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу". Это придаточное предложение передает сообщение или информацию, содержащуюся в главном предложении ("они говорили").
15. Артемьев подтвердил, что ведущий хирург медсанбата всё тот же, что был при Серпилине.
В данном предложении есть союзное слово "что", которое вводит придаточное предложение сообщения "что ведущий хирург медсанбата всё тот же". Это придаточное предложение передает сообщение или информацию, содержащуюся в главном предложении ("Артемьев подтвердил").
16. Доложив генералу всё, что нужно было, он в свою комнату, в которой уже, давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин.
В