определить проблему и авторскую позицию
Какой бы ни была бурной наша собственная жизнь, сколько бы мы сами ни страдали и ни радовались, жизнь наша протекает в довольно ограниченных рамках, и мы никогда не могли бы постичь всего богатства человеческих чувств, если бы не художественная литература. (2)Вот мы читаем историю героя в книге. (3)Он, если книга хорошая, как живой перед нами: он любит, страдает, борется... (4)Как же нам понять его? (5)Только одним отзывчивостью. (6)Мы должны, обязаны отозваться на страдания героя, то есть испытать те же чувства, что испытывает он. (7)Сначала со-чувствуем, потом чувствуем. (8)Если мы никогда подобных чувств не испытывали, то, конечно, мы не сможем понять книгу полностью, но всё же что-то похожее на чувство героя шевельнётся в душе, что-то мы будем знать об этом чувстве, и, когда оно придёт к нам самим, мы не испугаемся его, не удивимся, мы обрадуемся ему. (9)Мы будем обладать некоторой культурой чувства ещё до того, как сами испытали его. (10)Иногда ребята не любят уроки литературы и связанные с ними книги потому, что на уроках эти книги разбирают, то есть переводят в понятия и схемы. (11)Книга лишается того, ради чего она написана вызывать ответные чувства. (12)Но стоит помнить, что в школе приходится литературу именно изучать, а это не то, что читать. (13)В школе изучают науку о создании книг и историю создания книг, составляют представление и вырабатывают понятия о литературном творчестве и процессе. (14)Иметь эти представления и понятия совершенно необходимо развитому человеку. (15)Но радоваться красоте цветка и дарить его любимому человеку одно, а изучать тычинки и пестики другое. (16)Для образования нужно и то, и другое: нужно уметь наслаждаться цветком и знать ботанику. (17)Так и с книгами: нужно уметь наслаждаться ими, вкладывать в них то же чувство, которое вложил писатель, и нужно знать историю и теорию литературы хотя бы в тех небольших пределах, в каких они изучаются в школе. (18)Но если только изучать литературу, не радуясь книгам, не сочувствуя героям, то литературу и не поймёшь, и она станет невыразимо скучной. (19)Сначала надо понюхать цветок и полюбоваться им, а потом уж рассматривать стебель, лепестки, тычинки и пестики. (20)Будем больше читать, будем стараться ставить себя на место героев, отзываться на их чувства и так будем учиться чувствовать, узнаем чувства, неизвестные нам из нашей собственной жизни, и наша душа станет богаче. (21)Широкий, творческий ум, богатая, тонко чувствующая душа, ясная, благородная цель, сильная воля вот человек.