ОЧЕНЬ Текст 1.
А. Прочитать текст. Курсивным жирным шрифтом с подчеркиванием выделены деепричастные обороты, а обычным жирным – причастные обороты и причастия.
Обратить внимание на выделенные части предложений. Определить часть речи в обороте (причастие, деепричастие), определить слово, от которого причастие, деепричастие образовано.
Бортничество – древний промысел на Руси. Бортниками называли людей, занимавшихся сбором «дикого» меда. В сезон сбора меда они уходили в лес и искали ульи диких пчел, располагавшиеся на деревьях. Занятие это передавалось по наследству от отца к сыну, и у каждой семьи были отмечены «свои» деревья.
Дело это было не Дикие пчелы, защищая свой улей, могли стать причиной гибели бортника. Кроме того, у каждого сборщика меда в лесу всегда есть конкурент – медведь.
Как же отбирали мед у пчел? Подкравшийся к улью человек окуривал дымом жилище насекомых, и те становились вялыми и не к защите. Но все-таки несколько пчел, обороняясь, успевали укусить бортника.
Собирая мед, бортники не разрушали улей до конца. И когда пчелы приходили в себя, они имели возможность достроить свое жилище, не перебираясь в другое место. И через какое-то время бортник мог опять вернуться к примеченному улью и опять собрать мед.
1. Спишите текст, выделив причастные и деепричастные обороты как члены предложения.
2. Самостоятельно сконструируйте предложения, используя причастные и деепричастные обороты:
1.Бортниками называли людей,………………………………………….
…,собиравших мед диких пчел.
…, добывавших мед из ульев диких пчел.
…, занимавшихся поиском «дикого» меда в лесу.
…., ищущих в лесу ульи диких медоносных пчел.
2. Дикие пчелы, ……………… …….., могли стать причиной гибели бортника.
, обороняющие свое жилище,
,собирающиеся в рой для защиты улья,
, нападающие и жалящие,
, охраняющие улей,
3.……………………………человек окуривал дымом жилище насекомых.
Подкравшийся к жилищу пчел….
Спрятавшийся от пчел…..
Нашедший улей диких пчел…
Подошедший к примеченному месту…
4. Но все-таки несколько пчел, ……………, успевали укусить бортника.
,защищаясь,
,подлетая,
, жаля со всех сторон,
, не поддавшись окуриванию,
5.……………………., бортники не разрушали улей до конца.
Забирая мед,
Найдя мед,
Вытащив мед,
Собрав нужное количество меда,
6. Когда пчелы очнутся, они достроят свое жилище,…………………………...
… ,оставаясь на прежнем месте.
… ,не оставляя прежнее.
… , не покидая привычное место.
…, не приступая к строительству нового.
В. Проверочный диктант. Проверьте составленные предложения:
Предложения с причастными и деепричастными оборотами аналогичны.
Бортники – это люди, занимавшиеся поиском дикого меда. Бортники – это вовсе не пчеловоды, устанавливающие ульи и ухаживающие за медоносными насекомыми.
Все свое свободное время они ходили по лесу и примечали ульи диких пчел, располагавшиеся на деревьях. В сезон сбора меда бортники возвращались к этим деревьям и приступали к сбору меда.
Как же они это делали? Спрятавшийся от пчел человек окуривал насекомых дымом. Они становились вялыми, и бортник мог спокойно собрать нужное количество меда. Собирая мед, сборщик не разрушал улей до конца. И насекомые, очнувшись, могли достроить свое жилище. А в следующий сезон сбора меда бортник, возвратясь к этому улью, собирал снова этот драгоценный продукт.