О зависти 1. Давным - давно, будучи студенткой, я заметила, что одна из моих однокурсниц очень меня раздражает: то мне не нравится ее смех, то возмущает ее поведение, то одевается она не так, то ….. 2. Но больше всего меня тревожило и мучило, что я слишком часто думаю о ней. 3. И вот однажды мне приснился сон, в котором я поняла, что просто завидую этой безвинной девушке и больше ничего. 4. Конечно, психологи прекрасно разберутся в моем подсознании. 5. Но произошло другое естественное чудо – я обнаружила и вывела из себя мерзкое, грязное, унизительное чувство – ЗАВИСТЬ. 6. Тяжеленные мучения исчезли, а с ними и зависть. 7. Какая же это была свобода! 8. Как приятно было осознавать, а не прятать в себе эту мерзость! 9. Еще много раз в жизни я завидовала, но уже никогда не испытывала унижения и не искала пустых оправданий.
10. До сих пор я часто задумываюсь над силой этого чувства – ЗАВИСТИ – в нашей жизни, которое знакомо всем людям, и, позволю себе сказать, без исключения. 11. Даже первый грех на земле был совершен из зависти: Каин убил Авеля. 12. Даже маленькие дети, правда, не осознанно, жестоко проявляют его по отношению к сверстникам: у кого - то игрушка лучше, у кого-то папа богаче. 13. Неужели мы рождаемся с этим унижающим нас чувством?! 14. Скорее всего – да. 15. Но это - то как раз и не страшно. 16. Страшно другое — культивация этой испепеляющей страсти. 17. Часто наблюдала, как родители учат своих детей жить так, чтобы все завидовали и, при этом, не задумываются, что вносят в жизнь своего ребенка беду. 18. Маленький человек начинает понимать, что только зависть другого – есть единственный критерий его заслуг и талантов. 19. Потом он взрослеет и сам заражается этой сонной «болезнью» — завидует тем, кто достиг большего, кто имеет больше, кто успешнее его. 20. И тут начинается уничтожение самого главного, что было заложено в человеке изначально, – свободы духа.
21. А как часто можно услышать фразу: «Я завидую, но белой завистью». 22. Вот еще одна жизненная формула лжи и трусости, еще один оправдаться - прикрыть белой вуалью личину монстра. 23. Зависть не имеет цвета, но она имеет запах, она смердит, воняет клеветой, иронией, желчью, гордыней, злобой и ненавистью.
24. Да, именно ЗАВИСТЬ привносит в нашу жизнь ЗАВИСИМОСТЬ. 25. Зависимость от чужого мнения, от собственных комплексов, от неверия в свои возможности, от унизительных переживаний, от…
26. Именно зависть оставляет после себя клевету.
27. Именно зависть создает вокруг нас врагов.
28. Именно зависть иссушает в нас энергию творчества.
29. Именно зависть тревожит сон.
30. Именно зависть преумножает недостатки.
31. Именно зависть порождает несправедливость.
32. Именно зависть приводит к одиночеству.
33. Именно зависть делает нас неполноценными.
34. Именно зависть позволяет зарывать талант в землю.
35. Именно зависть делает нас гордецами.
36. Именно зависть лишает нас самого главного в жизни — СВОБОДЫ.
37. Как хотелось бы никогда не испытывать зависть! 38. Но каждый раз, пусть даже редко, она все равно дает о себе знать. 39. Но мне уже не страшно и не унизительно, потому что я сразу и отважно узнаю своего врага: я вижу, слышу и чувствую его слабость, его никчемность, его трусливость и порочность.
40. Мне уже никогда не будет страшно встретиться лицом к лицу с собственной завистью, потому что я обязательно ее одолею тем, что признаю ее в себе. (Ирина Мамиджанян)
Анализ текста
1. Определите мысль, заложенную в 21 предложении данного текста.
2. Передайте основной смысл текста одним предложением.
3. Сформулируйте и запишите два вопроса по содержанию текста.
4. Объясните стилистическую фигуру, используемую в 26 – 36 предложениях.
5. Какова роль рядов однородных членов в данном тексте?
6. Объясните значение словосочетания белой вуалью из 22 предложения и подберите к нему синонимы. Почему именно это слово употребила Ирина Мамиджанян? Определите его стилистическую роль.
7. Выпишите слово(а), в котором(ых) правописание НН определяется правилом: «В суффиксе полного прилагательного, образованного от существительного при суффиксов –ОНН или -ЕНН, пишется НН».
8. Из второго абзаца выпишите все слова с нулевым окончанием. Подберите к каждому из них по две формы слова и по два однокоренных слова.
9. Образуйте причастия от глаголов последних 2 – х абзацев, выделите суффиксы, укажите вид.
10. Даёте характеристику 21 – 23 предложениям.
11.Из первого абзаца выпишите словосочетания со связью примыкание. Выполнить синтаксический разбор одного из них.
12. Укажите назывное предложение и определите его художественное назначение в тексте. Что необходимо знать, чтобы различать односоставные назывные предложения и неполные? Объясните, приводя примеры из данного текста.
13. Объясните постановку тире в предложениях текста. Все ли тире вы можете объяснить известными вам пунктуационными правилам? Какова роль авторской пунктуации в тексте?
14. Объясните знаки препинания в 1 и 39 предложениях.
2. Основной смысл текста заключается в том, что зависть имеет отрицательные последствия и ограничивает свободу духа человека.
3. Вопросы по содержанию текста:
- Какая роль играет зависть в нашей жизни?
- Почему зависть приводит к негативным эмоциям и отрицательным последствиям?
4. Стилистическая фигура, используемая в 26-36 предложениях, - это эпифора, которая заключается в повторении одного и того же слова ("зависть") в начале нескольких предложений.
5. Ряды однородных членов в тексте используются для перечисления отрицательных последствий зависти.
6. Словосочетание "белой вуалью" из 22 предложения является метафорой, которая описывает способ скрытия и оправдания зависти. В данном контексте Ирина Мамиджанян использовала это словесное выражение, чтобы подчеркнуть ложность и трусливость оправданий. Стилистическая роль этого слова заключается в создании образа и привлечении внимания читателя.
Синонимы для "белой вуали":
- своей безобидностью.
- маской приличия.
Оба синонима подчеркивают ложность и иллюзорность оправданий.
7. Слова с правописанием НН: завидением, унизительно, приснился, никчемность. Правописание НН определяется правилом: "В суффиксе полного прилагательного, образованного от существительного при суффиксах –ОНН или -ЕНН, пишется НН".
8. Слова с нулевым окончанием из второго абзаца: мне, она, его, меня. Формы слова: я, ей, им, мной; оно, их, его, его; сам, ним, него, ним.
Однокоренные слова: стиль, стилем; треугольник, треугольника; различать, различают.
9. Примеры причастий от глаголов последних двух абзацев:
- чувствуя (несовершенный вид, причастие настоящего времени, действительный залог)
- оставивший (совершенный вид, причастие прошедшего времени, действительный залог)
10. 21-23 предложения являются риторическими вопросами, которые подчеркивают наличие и распространенность зависти.
11. Со связью примыкания из первого абзаца:
- будучи студенткой
Синтаксический разбор: это сложносочиненное предложение, где "будучи студенткой" выступает в роли обстоятельства времени, причины или условия.
12. Назывное предложение: "Мне уже не страшно и не унизительно, потому что я сразу и отважно узнаю своего врага". Его художественное назначение в тексте состоит в том, чтобы подчеркнуть внутренние изменения и преодоление зависти.
Для различения односоставных назывных предложений и неполных необходимо знать, что односоставные назывные предложения состоят из одного одушевленного или неодушевленного существительного или местоимения в именительном падеже, которые являются подлежащим предложения, в то время как неполные предложения не являются полноценными предложениями и не имеют сказуемого.
Примеры из текста:
- "Неужели мы рождаемся с этим унижающим нас чувством?!" (односоставное назывное предложение)
- "Даже первый грех на земле был совершен из зависти: Каин убил Авеля." (неполное предложение)
13. Постановка тире в предложениях текста служит для выделения пояснительных или причастных оборотов. Все тире можно объяснить известными пунктуационными правилами.
Роль авторской пунктуации в тексте состоит в усилении эмоционального и выразительного эффекта.
14. Знаки препинания в 1 и 39 предложениях:
- В 1 предложении знак вопроса используется для обозначения риторического вопроса.
- В 39 предложении точка восклицания используется для подчеркивания силы уверенности в непобедимости автора над завистью.