Каков эпитет – таков и поэт. Вам нужно научиться развивать эпитет на уровне пяти чувств – слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса. У каждой эпохи свои эпитеты. Но самые устойчивые – это эпитеты народные. Например, мать сырая земля (сырая – значит, живая) , белая берёза (белая – значит, чистая, непорочная, божественная) . В 1960 – 1970-е годы в литературоведении стали уделять серьёзное внимание исследованию эпитетов. Сегодня мы поговорим об эпитете у Пушкина. Гоголь в «Заметках о Пушкине» написал так: «Его эпитеты заменяют порой целое описание» . Это, действительно, так, только вчитайтесь: скромный мрак, пенистый стакан, угрюмая тишина, дух в тихом восхищеньи, окошко в сад весёлый, рюмок грозное молчанье, строгое старанье, коня беспечное копыто, слава в бледных облаках, любви бесценные слёзы, вечные тени, увядшая душа, бессмыслица людская. За пушкинским эпитетом стоит целая история. Вот состояние поэта: «В уединённом кабинете волшебной внемля тишине» . О детстве: «И память красных дней, / Окутанных счастливой ленью» . О юности: «тщеславная юность» (т. е. светская) . А вот пушкинское предсказание: «Мне слава издали грозит / Перстом окровавленным…» . О преданности: «И дружба молодая венки ему плетёт» , о дружбе: «и дружбы тихий взгляд осветит холодный мрак души моей» . Поэт должен быть праздным, ничто не должно занимать его мысли, беспокоить и волновать, кроме поэзии. Пушкину было близко и знакомо состояние лени: голос лени милый, мудрая лень, счастливой лени верный сын, свободная лень, летняя лень, спокойной праздности с досадой предадутся, сладостное забвенье, он друг стыдливый наслажденья, ленивые трубки. О поэзии: окован стихотворной думой, оробелая лира, «мой стих – унынья звук живой» , «послушай муз невинных, лукавый духовник» , страж верный лет, наперсник муз любимый (о Державине) . Зависть может быть черной и белой, а Пушкин дал ей новый эпитет – «бледная» . Ещё на эту тематику: «завистливый гордец, холодный Сумароков» , «невежество, смиряясь, потупит хладный взор» , спесивые ораторы, ложная тень тщеславья, кровавый взор зависти, бледной зависти предмет неколебимый, злобной клеветы невидимый кинжал, глядя на всех с нахальством благосклонным. Мечта, сновидение, грёзы о любимой: «Одну тебя в неверном вижу сне» . Загадочность и волшебство этого неверного сна – в звукописи. Звуки в стихотворении не должны отрываться от смысла, иначе получится мёртвый текст, эксперимент. Ещё поэзия на уровне звука: ревнивые роптанья, туманный сон воспоминанья. «В невинной ясности сердечной не знал мучений я любви» – очень лёгкая строка. О девушке: полувоздушный стан, небесная чистота, улыбка радости небесной, взор болезненный и нежный, младенческая нежность речи. А как по-разному Пушкин говорит об истине: «И истины забытые следы» , «докучная истина» , «и низких истин нам дороже нас возвышающий обман» . Разумеется, это разные истины. Вчитайтесь в пушкинский эпитет-пейзаж: «И тени лёгкие редели пред неожиданной зарёй» . Ещё пейзажные эпитеты: пустынная звезда, нескромная стихия, влажный мох, счастливый парус, стеснённые волны, летучая гряда облаков. Вот ещё – «старинный свод, глухой и влажный» . У Пушкина каждый эпитет создаёт образ: воинственные славяне, обманчивая тень успокоенья, молчаливый взор, воспалённое дыханье, за шумным медленным обедом, приятная небрежность наряда, задумчивая игра струн, «иссохнут в бешенстве бесплодного желанья» . В эпитеты Пушкина отражается и история, и мифология, и душевные раздумья: «и ветхую главу Европа преклонила» , «наш век – неверный день, всечасное волненье» , «гребёт наморщенный Харон» , «с померкшею душой святыне предстоит» . Вы должны стремиться к такому же богатству в эпитетах.
Каков эпитет – таков и поэт. Вам нужно научиться развивать эпитет на уровне пяти чувств – слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса. У каждой эпохи свои эпитеты. Но самые устойчивые – это эпитеты народные. Например, мать сырая земля (сырая – значит, живая) , белая берёза (белая – значит, чистая, непорочная, божественная) .
В 1960 – 1970-е годы в литературоведении стали уделять серьёзное внимание исследованию эпитетов. Сегодня мы поговорим об эпитете у Пушкина. Гоголь в «Заметках о Пушкине» написал так: «Его эпитеты заменяют порой целое описание» . Это, действительно, так, только вчитайтесь: скромный мрак, пенистый стакан, угрюмая тишина, дух в тихом восхищеньи, окошко в сад весёлый, рюмок грозное молчанье, строгое старанье, коня беспечное копыто, слава в бледных облаках, любви бесценные слёзы, вечные тени, увядшая душа, бессмыслица людская.
За пушкинским эпитетом стоит целая история. Вот состояние поэта: «В уединённом кабинете волшебной внемля тишине» . О детстве: «И память красных дней, / Окутанных счастливой ленью» . О юности: «тщеславная юность» (т. е. светская) . А вот пушкинское предсказание: «Мне слава издали грозит / Перстом окровавленным…» . О преданности: «И дружба молодая венки ему плетёт» , о дружбе: «и дружбы тихий взгляд осветит холодный мрак души моей» .
Поэт должен быть праздным, ничто не должно занимать его мысли, беспокоить и волновать, кроме поэзии. Пушкину было близко и знакомо состояние лени: голос лени милый, мудрая лень, счастливой лени верный сын, свободная лень, летняя лень, спокойной праздности с досадой предадутся, сладостное забвенье, он друг стыдливый наслажденья, ленивые трубки.
О поэзии: окован стихотворной думой, оробелая лира, «мой стих – унынья звук живой» , «послушай муз невинных, лукавый духовник» , страж верный лет, наперсник муз любимый (о Державине) .
Зависть может быть черной и белой, а Пушкин дал ей новый эпитет – «бледная» . Ещё на эту тематику: «завистливый гордец, холодный Сумароков» , «невежество, смиряясь, потупит хладный взор» , спесивые ораторы, ложная тень тщеславья, кровавый взор зависти, бледной зависти предмет неколебимый, злобной клеветы невидимый кинжал, глядя на всех с нахальством благосклонным.
Мечта, сновидение, грёзы о любимой: «Одну тебя в неверном вижу сне» . Загадочность и волшебство этого неверного сна – в звукописи. Звуки в стихотворении не должны отрываться от смысла, иначе получится мёртвый текст, эксперимент. Ещё поэзия на уровне звука: ревнивые роптанья, туманный сон воспоминанья. «В невинной ясности сердечной не знал мучений я любви» – очень лёгкая строка. О девушке: полувоздушный стан, небесная чистота, улыбка радости небесной, взор болезненный и нежный, младенческая нежность речи.
А как по-разному Пушкин говорит об истине: «И истины забытые следы» , «докучная истина» , «и низких истин нам дороже нас возвышающий обман» . Разумеется, это разные истины.
Вчитайтесь в пушкинский эпитет-пейзаж: «И тени лёгкие редели пред неожиданной зарёй» . Ещё пейзажные эпитеты: пустынная звезда, нескромная стихия, влажный мох, счастливый парус, стеснённые волны, летучая гряда облаков. Вот ещё – «старинный свод, глухой и влажный» .
У Пушкина каждый эпитет создаёт образ: воинственные славяне, обманчивая тень успокоенья, молчаливый взор, воспалённое дыханье, за шумным медленным обедом, приятная небрежность наряда, задумчивая игра струн, «иссохнут в бешенстве бесплодного желанья» . В эпитеты Пушкина отражается и история, и мифология, и душевные раздумья: «и ветхую главу Европа преклонила» , «наш век – неверный день, всечасное волненье» , «гребёт наморщенный Харон» , «с померкшею душой святыне предстоит» . Вы должны стремиться к такому же богатству в эпитетах.