Написать комментарий текста и позицию автора надо в 70-е годы хх века иллюзии " социализма с человеческим лицом" с проблемой текста. в 70-е годы xx века иллюзии «социализма с человеческим лицом» исчерпались и началась третья волна эмиграции. но еще большее число людей ушло во «внутреннюю эмиграцию» . гуманитарии старались сосредоточиться на темах далекого чтобы избежать контакта с «великой направляющей силой — коммунистической партией» , или на зарубежной тематике: под видом разоблачения «гнилой буржуазной идеологии» авторы пытались хоть что-то рассказать о зарубежном искусстве и философии. я тоже оказалась во внутренней эмиграции: мы, поэты, художники, музыканты, собирались по домам, где устраивались выставки, и музыкальные вечера и обсуждалась текущая жизнь. обменивались самиздатом и ксерокопиями со всяких запрещенных или недоступных книг. в это число входили вообще все интересные книги. фильмы смотрели на «спецпросмотрах» , куда удавалось протиснуться вместе с кем-нибудь, кто был туда допущен. в 70-е было понятие «нетленка» , быстро ставшее ироническим: оно означало то, что было сделано не для заработка, а для «вечности» : книги, писавшиеся «в стол» , фильмы, снимавшиеся «на полку» , картины, которые нельзя было выставить. но это время, которое со стороны может показаться невыносимым, имело свои большие плюсы. сладость запретного плода породила энтузиазм познания: мое поколение в целом образованнее и предыдущих, и последующих. это появлению копировальных машин. каждая попадавшая в москву книга (а попадали они только в москву и частично доходили до ленинграда) распространялась тысячами копий. так что от кьеркегора, ницше, юнга, штайнера до владимира набокова все было изучено. многие учили иностранные языки, с тем чтобы читать тексты, не переведенные на . предыдущие советские поколения были лишены возможности знать что-либо, не попадавшее в официальный набор, последующие, живущие в 90-х, оказались в ситуации лени: когда есть все, делаешь то, что нужно по работе, а в оставшееся от зарабатывания денег время «отрываешься» : клуб, бар, ресторан, шоппинг, телевизор, курорт. на самосовершенствование, постижение смысла жизни, неоплачиваемое творчество не остается ни сил, ни времени. (по т. щербина)
Аргумент: произведение Я. Голованова «Этюды об ученых»
Комментарий к аргументу: Жизнь известного русского изобретателя Ивана Кулибина – это суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в чиновничьих папках. Когда для серьезной работы требовалась властей, перед изобретателям возникала стена равнодушия.