Какова проблема смахивает прозрачные слезы, мне хочется ее, но она не позволяет этого и сама себя не жалеет, улыбается извинительно, шагает дальше по тропинке памяти и время от времени говорит важное для меня и для себя: – ну ладно, тогда голодуха, тяжелое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь? и я как бы выплывала из лепестиньиной жизни в свою, и ко мне будто бы подбегали шепелявая зина пермякова – поет «очи черные, очи страстные», жалельщица моя анечка невзорова, тезка полководца саша суворов, коля урванцев, уснувший после приступа боли у меня на коленях, брат и сестра миша и зоя тузиковы, которых ни за что нельзя разлучать, и женечка андронова, и костя морозов, и леня савич, и все-все-все. простой лепестиньин вопрос, который она повторяла то и дело, вызывал во мне смутную, необъяснимую тоску. ведь я знала ответ на этот вопрос, про каждого из могла сказать, по какой причине остался он один. а вот про всех сразу не могла, нет, не могла твердо и уверенно ответить, что дело обстоит так-то и так-то. что главная суть проблемы кроется в том-то и том-то. тогда – голод, говорила лепестинья, тогда – трудно, тогда – война. но теперь-то? не голод, не война. нетрудно, в общем, жить. и что? дети без родителей – вот они, у меня за плечом. и я еду вызнавать подробности. выяснять, как и чем мы должны . мы не матери и отцы, а всего только учителя. вопрос лепестиньин правомерен, да, правомерен. и понятно, почему дзержинский, назначенный воевать с бандитами и врагами, занялся беспризорниками. понятна слава макаренко с его колонией. понятно сиротство страшной войны, когда я еще даже не родилась, – это мне все понятно. непонятно, почему сироты есть теперь. катастрофы, беды, смерти – это осознать можно, без них мира нет. но сиротство – оно непостижимо, потому что так просто: детям – всем детям! – нужны родители. если даже их нет. – хочу посмотреть нынешний детдом, – отвлекалась от своего рассказа лепестинья. – небось совсем другое дело! – и вдруг сказала: – всю жизнь ребеночка иметь хотела, да бог не дал! а кому не надо, дает! – толкнула меня легонько локтем. – отдай-ка мне одного, а, девка? ← часть 2. глава 11.часть 2 → замечали ли вы, что порой совершенно непонятным образом, неизвестно как и почему вы предполагаете дальнейший ход событий, и события поворачиваются именно так, как вы думали. человек говорит слова, которые вы от него ждете. или вы входите в дом и встречаете там обстановку, которая когда-то именно такой вам и представлялась. отчего это? почему? может, и впрямь в воздухе движутся какие-то волны, не только знания, но и чувства, мысли, даже намерения? и есть что-то таинственное в передвижении этих частиц, преодолевающих не только расстояние, но и время.
В основной части текста проблема сводится к попытке рассказчика понять, почему в мирное время родители отказываются от детей, то есть проблема сиротства. Как попытка понять упоминается военное время и голод, когда такое явление имело объяснение.
В нижнем кусочке текста со слов Часть 2. Глава 11.Часть 2 - проблема интуиции