8.11.12.2020.СОР №2. «Мир труда» Прочитайте притчу Александры Лопатиной «Руки в мозолях». Выполните задания.
Отец был резчиком по дереву и научил сына всему, что умел сам.
– Без труда нет добра, – так говорил отец и трудился с утра до вечера.
Вырос сын и выучился на архитектора. Тяжело пришлось юноше, но он добился всего, о чём мечтал. Всегда помнил сын слова отца: «Без труда мечта мертва», – и трудился с утра до вечера. Вскоре он стал главного архитектора города. Дом построил, семью завёл.
Однажды праздновал архитектор Новый год. Только сели гости за стол, слуга доложил хозяину:
– Там старик с мешком пришёл, хочет вас увидеть.
Вышел молодой архитектор, поздоровался с отцом и замялся. Неловко ему было деревенского отца к знатным гостям вести.
– Слуга отведёт вас в комнату для отдыха и покормит. Я сейчас занят, – сказал сын.
– Подожди, сынок, возьми мой подарок. Специально для тебя вырезал, чтобы жизнь твоя как чаша полная была, – сказал отец и достал из мешка резное блюдо необыкновенной красоты.
Слуга увёл отца, а молодой архитектор с блюдом в руках вернулся в гостиную. Увидев резное блюдо, гости начали восхищаться, а главный архитектор воскликнул:
– Мастерство и труд дивные всходы дают. Кто же сделал такую красоту?
– Это мой отец вырезал, – признался молодой архитектор.
– Я хочу с мастером познакомиться! – воскликнул главный архитектор и попросил позвать отца. Когда старик вошёл, главный архитектор ему руку, а отец, смущаясь, сказал:
– Извините, коли мои руки в мозолях. Работать им много пришлось.
– Руки в мозолях не опозорят. Руками, которые умеют создавать такую красоту, гордиться нужно, – ответил главный архитектор, а сын покраснел.
Источник: https://pritchi.ru/id_6940
Задание 1. Определите тему текста
А. О труде В. Об архитекторе С. О резчике по дереву D. О мозолях на руках
[1]
Задание 2. К какой части композиции можно отнести приведённый отрывок?
Увидев резное блюдо, гости начали восхищаться, а главный архитектор воскликнул:
– Мастерство и труд дивные всходы дают. Кто же сделал такую красоту?
– Это мой отец вырезал, – признался молодой архитектор.
– Я хочу с мастером познакомиться! – воскликнул главный архитектор и попросил позвать отца.
А. Завязка. В. Развязка. С. Развитие действия.D. Кульминация.
[2]
Задание 3. Найдите соответствия между структурной частью и примерами из текста
Завязка.
А. Вышел молодой архитектор, поздоровался с отцом и замялся. Неловко ему было деревенского отца к знатным гостям вести.
Развитие действия. В. – Я хочу с мастером познакомиться! – воскликнул главный архитектор и попросил позвать отца.
Кульминация. С. Отец был резчиком по дереву и научил сына всему, что умел сам.
Развязка D. – Руки в мозолях не опозорят. Руками, которые умеют создавать такую красоту, гордиться нужно, – ответил главный архитектор, а сын покраснел.
[2]
Задание 4. Укажите предложения с деепричастием и деепричастным оборотом. (2 ответа)
А. Увидев резное блюдо, гости начали восхищаться...
В. Когда старик вошёл, главный архитектор ему руку, а отец, смущаясь, сказал:
– Извините, коли мои руки в мозолях.
С. Вышел молодой архитектор, поздоровался с отцом и замялся.
D. Специально для тебя вырезал, чтобы жизнь твоя как чаша полная была.
[2]
Задание 5. Соотнесите типы подчинительной связи в словосочетаниях.
согласование Старик с мешком
управление Дивные всходы
примыкание Пришлось тяжело
[1]
Задание 6. Соотнесите деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Деепричастия совершенного вида. приглашая, играя, призывая, говоря
Деепричастия несовершенного вида. пригласив, сыграв, призвав, сказав
[1]
Задание 7. Определите вид сказуемого в предложениях.
Простое глагольное сказуемое Сыновья стали усердно перекапывать поле вдоль и поперёк.
Составное глагольное сказуемое Сыновья крестьянина стали честными и зажиточными людьми.
Составное именное сказуемое Братья засеяли поле пшеницей.
[1]
Задание 8. От глаголов собрать, раздать, продать, применить образуйте деепричастия:
1. Несовершенного вида (что делая?)
2. Совершенного вида (что сделав?)
[1]
Задание 9. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях.
1) В избе у нас ещё тихо, я осторожно приоткрываю дверь в сенцы отметив, что мать не выходила, сбрасываю мокрую одежду в угол и залезаю под одеяло.
2) Я уже решил слушая мать, что утром ей, хоть она и не просит считая, что после школы надо дать