ВЫБЕРИШЬ ЧТО НУЖНО!В Москве на пересечении Театрального проезда и Третьяковского проезда стоит памятник русскому первопечатнику Ивану Федорову. Подписка на сбор средств для установки памятника была открыта в 1870г. по предложению Московского археологического общества. Реализация идеи постоянно откладывалась и, наконец, был объявлен конкурс на лучший проект. Памятник был официально открыт 12 октября 1909г. На следующий день возле монумента появился анонимный венок с надписью «Первому мученику русской печати», намекавший на те опасности, с которыми Федорову пришлось столкнуться в Москве. Первопечатник изображен во время работы, рассматривающим свежий оттиск страницы «Апостола». Левой рукой он придерживает печатную наборную доску. Несмотря на принадлежность к духовенству, Иван Федоров представлен в мирской одежде и с ремешком, перехватившим волосы (деталь, обозначающая принадлежность к ремесленникам). Связано это с тем, что в XVI веке многие представители низшего духовенства были вынуждены заниматься ремеслами, чтобы не впасть в нищету. На передней стороне постамента размещена надпись: Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров. Под ней указана дата начала печатания «Апостола» — 19 апреля 1563г. (книга увидела свет 1 марта 1564г. — официальный день начала книгопечатания на Руси). В центре пьедестала на отлитой бронзовой доске изображен печатный знак Ивана Федорова: рука, держащая щит с буквами «И» «Ф», между ними изогнутая полоса в виде латинской «S», над нею — деталь, напоминающая наконечник стрелы. Исследователи расшифровывают эти изображения как изгиб реки (по древнему изречению книги — суть реки, наполняющие вселенную) и угольник — инструмент, использовавшийся при наборе букв. Но Иван Федоров этот знак стал использовать на своих изданиях позже, уже обосновавшись во Львове после того, как был сожжен московский печатный двор в 1565г., и Иван Федоров вместе со своим Петром Мстиславцем вынуждены были бежать из Москвы. Место для памятника было выбрано историческое — недалеко от Никольской, где и располагался Государев печатный двор, на фоне Китайгородской стены. Но сейчас он стоит уже в другом месте: сначала в 1934г. при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены его подвинули вглубь, затем, уже в 1990-е гг., при строительстве торгового комплекса «Наутилус» о котором архитектурный критик Ревзин сказал: Ох ты, ядрена табуретка какая!), перенесли ближе к гостинице «Метрополь».
Первопечатник изображен во время работы, рассматривающим свежий оттиск страницы «Апостола». Левой рукой он придерживает печатную наборную доску. Несмотря на принадлежность к духовенству, Иван Федоров представлен в мирской одежде и с ремешком, перехватившим волосы (деталь, обозначающая принадлежность к ремесленникам). Связано это с тем, что в XVI веке многие представители низшего духовенства были вынуждены заниматься ремеслами, чтобы не впасть в нищету.
На передней стороне постамента размещена надпись:
Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров.
Под ней указана дата начала печатания «Апостола» — 19 апреля 1563г. (книга увидела свет 1 марта 1564г. — официальный день начала книгопечатания на Руси). В центре пьедестала на отлитой бронзовой доске изображен печатный знак Ивана Федорова: рука, держащая щит с буквами «И» «Ф», между ними изогнутая полоса в виде латинской «S», над нею — деталь, напоминающая наконечник стрелы. Исследователи расшифровывают эти изображения как изгиб реки (по древнему изречению книги — суть реки, наполняющие вселенную) и угольник — инструмент, использовавшийся при наборе букв. Но Иван Федоров этот знак стал использовать на своих изданиях позже, уже обосновавшись во Львове после того, как был сожжен московский печатный двор в 1565г., и Иван Федоров вместе со своим Петром Мстиславцем вынуждены были бежать из Москвы.
Место для памятника было выбрано историческое — недалеко от Никольской, где и располагался Государев печатный двор, на фоне Китайгородской стены. Но сейчас он стоит уже в другом месте: сначала в 1934г. при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены его подвинули вглубь, затем, уже в 1990-е гг., при строительстве торгового комплекса «Наутилус» о котором архитектурный критик Ревзин сказал: Ох ты, ядрена табуретка какая!), перенесли ближе к гостинице «Метрополь».