117. 1. Прочитайте отрывок из рассказа «Колобок». Выпишите сложноподчинённые предложения и постройте их схемы. Назовите глав-
ную и придаточную части. Докажите правильность своего выбора. Oпределите, с чего (союза или союзного слова) присоединяется
придаточная часть к главной.
...Мать увезла меня в Елец и отдала в классическую гимназию
учиться латинскому языку, русскому, арифметике и географии.
Учился я старательно, хотя учителя меня признавали? «рас-
сеянным». Они не знали, что я не мог быть хорошим учеником
1. Мать увезла меня в Елец и отдала в классическую гимназию учиться латинскому языку, русскому, арифметике и географии.
2. Учился я старательно, хотя учителя меня признавали "рассеянным".
Схемы этих предложений будут выглядеть следующим образом:
1. (Мать) -----увезла--------> (меня) -----в----- (Елец)
|
|------отдала-----|
| |
чему? |
|-у-----у-у|
в \ /
К Г и Я
латинскому
языку
Главная часть предложения: Мать увезла меня в Елец.
Придаточная часть: отдала в классическую гимназию учиться латинскому языку, русскому, арифметике и географии.
Основная часть главного предложения - "Мать увезла меня", а придаточная часть начинается со слов "отдала" и указывает на место, куда меня отвезли и что учить.
2. (Я) -------учился------->
|
|--старательно
|
К К
о|ол--------учит (меня) Y меня
т ь
с |
я | |
приз- |
на- |--м-----------------------
| |
вали не------хорошим учеником
Главная часть предложения: Я учился старательно.
Придаточная часть: хотя учителя меня признавали "рассеянным".
Основная часть главного предложения - "Я учился" и придаточная часть начинается со слов "хотя" и указывает на противоречие между тем, что я учился старательно, но учителя меня считали "рассеянным".
Таким образом, в первом предложении придаточные части присоединены к главной частям через союз "и", а во втором предложении - через союз "хотя"