1. укажите сложное предложение. выпишите грамматические основы предложений в), г) а) волна потока его охватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море. б) блестело море, всё в ярком свете, и грозно било о берег волны. в) высоко в горы вполз уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. г) в лес летели одни только звуки, и фее было сладко слушать их. 2. укажите количество грамматических основ в предложении. составьте схему предложения. ночью ударил первый мороз с ветерком который после теплого лета и дождливой осени казался задиристым и крепким и всё вокруг побелело словно накрылась природа белоснежным платком а) 3; б) 5; в) 4; г) 6. 3. укажите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. а) я хотел, чтобы отец взял меня с собой в эту поездку б) мы так и не узнали в тот вечер, кто оказался победителем. в) тот, кто верит в себя, в свои силы, всегда побеждает. г) мы пришли в парк, чтобы отдохнуть от знойного пляжа 4. укажите сложноподчинённые предложения с придаточным обстоятельственным, укажите значение придаточного а) мы уже не сможем ничего изменить, едва начав какое-либо преступное дело б) для того чтобы не прогревалась земля, с боков были посажены папоротники. в) маленький негр был сильнее доктора в , где доктор безбожно коверкал произноше-ние. 5. определите вид придаточного предложения. а) над дачей, где мы отдыхали в это лето, постоянно пролета ли самолёты. б) я тотчас пошёл туда, куда мне указал прохожий в) я потребовал, чтобы приказчик явился с расчетами 6. объясните постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении: люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают. а) второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. б) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. в) второе предложение распространяет один из членов первого предложения г) двоеточие поставлено ошибочно, требуется постановка точки с запятой 7. спишите предложения, расставьте знаки препинания. а) когда он жил в крыму всё своё время посвящал созерцанию природы и если погода располага-ла к прогулкам то он часами изучал на морском берегу узор бесконечно бегущих одна за другой волн. б) ольга вышла к гостям на открытую веранду и пока все женщины восторженно выражали восхищение её изящным нарядом она думала о том как хорошо было бы оказаться далеко от этой надоевшей пустой суеты. в) обсуждение нового устава школы затянулось настолько что когда члены совета вышли из кабинета то они увидели как засыпало небо . г) наши родители всегда думают о своих детях и в каких бы обстоятельствах мы ни оказались мы всегда должны помнить о том как много они для нас сделали. д) всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы и чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент мы часто ищем любые предлоги которые могут хоть как-то оправдать наше безволие. составьте схему предложения в). выполните полный синтаксический разбор предложения б).
Грамматические основы предложения:
- волна потока его охватила - волна, потока, охватила
- кровь омывши - кровь, омывши
б) Блестело море, всё в ярком свете, и грозно било о берег волны.
Грамматические основы предложения:
- блестело море - море, блестело
- всё в ярком свете - всё, свете
- грозно било о берег волны - грозно, било, берег, волны
в) Высоко в горы вполз уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.
Грамматические основы предложения:
- высоко в горы вполз уж и лёг там в сыром ущелье - уж, вполз, горы, лёг, там, ущелье
- свернувшись в узел и глядя в море - свернувшись, глядя, узел, море
г) В лес летели одни только звуки, и фее было сладко слушать их.
Грамматические основы предложения:
- в лес летели одни только звуки - звуки, летели, лес
- фее было сладко слушать их - фее, было, слушать, их
2. а) 3
Схема предложения:
СО + ОСН 1 + ОСН 2 + ОСН 3
Расшифровка схемы:
СО (союз "и") + ОСН 1 (ночью ударил первый мороз) + ОСН 2 (с ветерком который после теплого лета и дождливой осени казался задиристым и крепким) + ОСН 3 (и всё вокруг побелело словно накрылась природа белоснежным платком)
3. а) Я хотел, чтобы отец взял меня с собой в эту поездку.
б) Мы так и не узнали в тот вечер, кто оказался победителем.
в) Тот, кто верит в себя, в свои силы, всегда побеждает.
г) Мы пришли в парк, чтобы отдохнуть от знойного пляжа.
4. а) Мы уже не сможем ничего изменить, едва начав какое-либо преступное дело.
Указание придаточного: цель (почему не сможем ничего изменить)
б) Для того чтобы не прогревалась земля, с боков были посажены папоротники.
Указание придаточного: цель (для чего посажены папоротники)
в) Маленький негр был сильнее доктора в , где доктор безбожно коверкал произношение.
Указание придаточного: место (в каком месте доктор коверкал произношение)
5. а) Над дачей, где мы отдыхали в это лето, постоянно пролетали самолёты.
Вид придаточного предложения: обстоятельственное места
б) Я тотчас пошёл туда, куда мне указал прохожий.
Вид придаточного предложения: обстоятельственное места
в) Я потребовал, чтобы приказчик явился с расчетами.
Вид придаточного предложения: целевое
6. Бессоюзное сложное предложение: "Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают."
Объяснение постановки двоеточия:
б) Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
7. а) Когда он жил в Крыму, всё своё время посвящал созерцанию природы, и если погода располагала к прогулкам, то он часами изучал на морском берегу узор бесконечно бегущих одна за другой волн.
б) Ольга вышла к гостям на открытую веранду, и пока все женщины восторженно выражали восхищение её изящным нарядом, она думала о том, как хорошо было бы оказаться далеко от этой надоевшей пустой суеты.
в) Обсуждение нового устава школы затянулось настолько, что когда члены совета вышли из кабинета, то они увидели, как засыпало небо.
г) Наши родители всегда думают о своих детях, и в каких бы обстоятельствах мы ни оказались, мы всегда должны помнить о том, как много они для нас сделали.
д) Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы, и чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент, мы часто ищем любые предлоги, которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.
Схема предложения в):
СП + ОСН + ОПР + СП + ОСН + ОП + ОСН
Расшифровка схемы:
СП (союз "когда") + ОСН (он жил в Крыму) + ОПР (всё своё время посвящал созерцанию природы) + СП (и если погода располагала к прогулкам) + ОСН (он часами изучал на морском берегу узор бесконечно бегущих одна за другой волн)
Полный синтаксический разбор предложения б):
Ольга (подлежащее) вышла (главная часть сказуемого) к гостям на открытую веранду (дополнение), и пока все женщины (подлежащее) восторженно выражали восхищение (сказуемое) её изящным нарядом (дополнение), она думала (сказуемое) о том, (подлежащее) как хорошо было бы оказаться далеко от этой надоевшей пустой суеты (обстоятельство условия).
Надеюсь, мой ответ был достаточно подробным и понятным для школьника. Если возникнут ещё вопросы, с удовольствием на них отвечу!