1.Расставить ударения в словах: начал, облилась, цепочка, подняв, новости, зажило, создала; торты, понял. 2.Определить род имен существительных, распределить по столбикам: рельс, рояль, кенгуру, картофель, иваси, колибри, мышь, кольраби, драже, такси, пюре, купе, шоссе.
3. Найдите верный ответ: ДИАЛЕКТИЗМЫ - ЭТО: А) словарный запас языка; Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии; В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности; Г) новые слова, возникшие в языке;
4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)? А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву. Б) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами. В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света. Г) В марте в лесу появились первые проталины.
5. Укажите предложение, в котором есть неологизм. А) По радио передали штормовое предупреждение. Б) Школа оснащена компьютерами последнего поколения. В) Лодка всплыла у самого берега. Г) Вдоль берега плавали парусники.
6. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму? А) кот наплакал – мало, чуть-чуть Б) с горем пополам – много В) поставить крест – креститься, унижать Г) голова садовая – много возомнить о себе
7.Укажите, к какому стилю относится текст:
А. Укажите, к какому стилю относится текст принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ «СОШ №12 г. Усинска».
1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой
Б. Укажите, к какому стилю относится текст: «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце».
1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой
В. Укажите, к какому стилю относится текст: «Существительное- это знаменательная часть речи, которая обозначает предмет».
1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой
Г. Укажите, к какому стилю относится текст: «Слушай, сегодня на улице такой холод. Мне аж страшно! Аж невозможно дышать!» 1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой
Д. Укажите, к какому стилю относится текст: «Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах».
1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой
8. Спишите и озаглавьте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1) Летн…е утро ле…ко поднима…т с постели. 2) Над р…кой ещё расстилает…ся туман. 3) Скоро он пропада…т в прозрач..ном воздухе и освобожда…т сизую крону дремучего топ..ля потом в…рхушки черёмухи. 4) Пора отправлят…ся за грибами.
9. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.
Выздороветь бы тебе поскорее.
Приходи в воскресенье в гости.
Передайте соль
10. Назовите создателей славянской письменности.
1) нАчал, облилАсь, цепОчка, поднЯв, нОвости, зажИло ( если речь идёт о ране), зАжило ( например заработать, живя в прислугах, отработать), создалА, тОрты, пОнял.
2) Мужской род: рельс, рояль, картофель, кенгуру.
Женский род: иваси, колибри, мышь, кольраби.
Средний род: драже, такси, пюре, купе, шоссе.
3) В
4) Б
5) Б
6) А
7)А) 5
Б) 1
В) 2
Г) 3
Д) 2
Прохлада летнего утра.
8) 1) Летнее утро легко поднимает с постели. 2) Над рекой ещё расстилается туман. 3) Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. 4) Пора отправляться за грибами.
9) Выздоравливай поскорее!
Я приглашаю тебя в воскресенье в гости.
Передайте соль.
10) Кирилл и Мефодий.
Объяснение:
В первом задании большими буквами обозначены ударения.