Укажите, какие научные идеи необходимо..


Укажите, какие научные идеи необходимо..

куся26 куся26    2   18.10.2020 02:41    1

Ответы
andriYThack andriYThack  17.11.2020 02:42

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Исследования Л.Н. Седовой и Н.П. Толстолуцких, к которым мы обратились в ходе изучения обозначенной проблемы, позволили выявить ряд признаков, присущих современному воспитанию как педагогическому явлению:

1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что оно всегда имеет целью достижение определенного результата, который определяется позитивными изменениями, происходящими в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на воспитанника. Цель этого воздействия – стимулирование позитивных изменений в его личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).

3. Важнейшим признаком воспитания является взаимодействие воспитателя и воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.

4. Воспитание как педагогическое явление – это процесс, предполагающий конкретные качественные и количественные изменения личностей, с которыми взаимодействует воспитатель [2].

Учитывая эти признаки, воспитание принято считать воспитательным процессом, который подразумевает направленную и организованную жизнедеятельность обучающихся в условиях различных образовательных учреждений. Чтобы осознать сущность воспитательного процесса и повысить его роль в педагогической деятельности, необходим системно-структурный подход к изучению основных элементов воспитания, а также решение следующих взаимодополняющих задач:

- осмысление основных положений теории воспитания;

- изучение степени разработанности проблемы в научной деятельности;

- поиск возможных подходов к организации воспитательной работы.

Воспитание детей и молодежи осуществляется с особых средств – различных видов деятельности, которые подразделяются на типы, являющиеся характерными и ведущими для каждого определенного возраста: в дошкольном – это игровая деятельность, в младшем школьном возрасте – учебная, в подростковом – личностное общение, для старшего школьного возраста характерной является учебно-профессиональная деятельность. Несомненно, на каждом возрастном этапе ведущим средством воспитания является процесс обучения, осуществляющийся педагогом-личностью, на которую равняется обучающийся в системах общего и дополнительного образования.

Составляющей воспитательного процесса является воспитательная работа, основа которой – организация совместной деятельности педагога и обучающегося, охватывающая в рамках всего воспитательного процесса внеучебное время. Весь процесс воспитательной работы реализуется через создание воспитательной системы, необходимой для достижения основной задачи – социального развития человека, формирования духовно-нравственных ценностей.

Для построения успешно функционирующей воспитательной системы в образовательном учреждении (будь то общеобразовательная школа или школа искусств) необходимо формирование грамотного, профессионального, организованного педагогического коллектива. По меткому выражению В.А. Сухомлинского, «в учебном заведении и стены могут воспитывать, но возможно, что и весь коллектив школы не будет к воспитанию, если педагоги будут действовать разрозненно и нецеленаправленно» [2].

Деятельность всего коллектива должна быть направлена на реализацию цели, наряду с которой коллектив учебного заведения формирует идеи, которые могут лечь в основу Устава школы:

• принцип творческого саморазвития личности;

• принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений;

• принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей и других участников образовательного процесса;

• принцип ориентации на общечеловеческие ценности и опоры на национальные, региональные и местные традиции.

Для реализации цели воспитательной работы необходимо опираться на методику воспитательной работы. Методика воспитательной работы – это раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе [3].

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Психология