СИТУАЦИЯ 1. Ученик систематически готовил заданное в школе, а на уроках часто получал двойки. Он не раз заявлял, что ему трудно запоминать. Добросовестно, но механически заучив дома определения, он так воспроизводил его на уроке: «Первое слово забыл … на «с» … как-то … как-то на «с» называется … Сочетания слов и отдельные … предложения … слова ...» и т. д. Сам мальчик так помнил заучивания им этого определения «Не понимал, но заучивал, читал несколько раз и про себя повторял».
Проанализируйте ситуацию.
Какой вид запоминания учебного материала использовал ученик?
Является ли он типичным для младших школьников?
В чем причина его использования учениками начальной школы?
Может ли привычка запоминать именно таким образом стать непосредственной причиной неуспеваемости учеников?
СИТУАЦИЯ 2.
Первоклассница делится с мамой своими бедами: «Мне в садике было лучше, чем сейчас. Я стараюсь, а учительница дает мне все синие кружочки. Моя подружка получает желтые и красные кружочки и надо мной смеется. Разве это хорошая подружка? Мам, не нравится мне в школе...»
Чем можно объяснить потерю интереса к учению у девочки?
Какие ошибки допускает педагог?
•он использовал заучивания, не самый эффективный
•да, но надо научиться и другим запоминания
•да
Б
Ситуация 2
•ошибки педагога, которые позже приводят к потере мотивации к учебе
•ставит плохие отметки (кружочки)
Такой вид запоминания является довольно типичным для младших школьников, поскольку в этом возрасте дети только начинают осваивать навыки учебной работы и могут испытывать трудности в понимании и запоминании информации.
Одной из причин использования такого способа запоминания учениками начальной школы может быть ограниченность их когнитивных способностей. Дети этого возраста еще не имеют полностью развитого критического мышления и абстрактного мышления, поэтому им может быть сложно полностью понять и структурировать учебный материал.
Привычка запоминать информацию именно таким образом может стать одной из причин неуспеваемости учеников. Такой подход к учению не способствует глубокому пониманию материала и не позволяет его применять в различных ситуациях. В результате ученик может испытывать трудности на уроках и получать неудовлетворительные оценки.
СИТУАЦИЯ 2. Потеря интереса к учению у девочки может быть объяснена несколькими факторами. Возможно, учительница не предоставляет девочке достаточно интересных и разнообразных заданий, которые были бы на ее уровне развития. Также, подруга девочки, получающая разные цветные кружочки, может вызывать у нее чувство недостаточности, что в свою очередь снижает ее мотивацию к учению.
Одной из ошибок, которую допускает педагог в данном случае, может быть непонимание индивидуальных потребностей и интересов девочки. Педагог должен учитывать уровень развития каждого ученика, предлагая задания соответствующие их возрасту и способностям. Кроме того, педагог должен создавать атмосферу доверия и содействия, чтобы дети не испытывали негативных эмоций от сравнения с другими и могли свободно высказывать свои мысли и чувства.
В целом, для преодоления этих проблем, педагог должен индивидуально подходить к каждому ученику, учитывая их потребности и особенности развития. Нужно предоставлять интересные и разнообразные задания, создавать положительную атмосферу в классе и поддерживать позитивную мотивацию у учеников.