К числу собственно этических принципов общения относятся:
альтруизм (бескорыстие, готовность пожертвовать своим интересом в пользу другого человека); добродетельность строить отношения с другими людьми с позиции добра и блага); эгоизм (предпочтение в общении с людьми собственных личных интересов);
аскетизм (самоотречение, отказ от жизненных наслаждений ради достижения какого-либо идеала); героизм (поведение, связанное с решением исключительных по масштабам и сложности общественных проблем или преодолением экстремальных ситуаций);
стоицизм (самоотречение, строгое выполнение моральных требований как основного долга в отношениях с людьми);
квиетизм (пассивно-созерцательное и безразличное отношение ко всему происходящему); утилитаризм (достижение наибольшей выгоды и пользы, потребительство);
подвижничество (стойкое перенесение трудностей и препятствий, самопожертвование); конформизм (при , некритическое следование стандартам и стереотипам поведения, отказ от личностной позиции);
пробабилизм (моральная беспринципность, оправдание антигуманистических действий); самоотверженность (добровольный отказ от собственных интересов ради интересов других людей, самопожертвование);
требовательность (предъявление высоких требовании к выполнению морального долга, признание ответственности за его выполнение) и др.
Общение обычно рассматривается как одна из наиболее значимых форм взаимодействий между людьми, основанная на потребности в другом человеке. Общение отличается от коммуникации (предполагает не только обмен информацией, но и более глубинные личностные контакты) и объединяет разнообразные сотворчества различного уровня и интенсивности (совместные действия, переживания, обмен мыслями и т.д.).
Проблема общения анализируется в различных ракурсах (психологический, правовой и т.д.). Этический аспект общения связан с исследованием его в качестве нравственной ценности, что предполагает рассмотрение его проявлений через призму добра и зла, в соотнесении со смыслом морали. Полифункциональность общения (самовыражение, подтверждения бытия Я с Другого, нравственное развитие и др.).
В многочисленных классификациях форм общения (прямое — косвенное, межличностное — межгрупповое и др.) для этики наибольшее значение имеет прямое и межличностное общение. Выявление нравственного статуса общения связано с его количественными и качественными параметрами, которые предопределяют восприятие общения в качестве положительно или отрицательной моральной ценности (например, избыточность контактов — «бегство от других»; неполноценность общения — отказ от него). Наиболее важные нравственные основания общения: духовное «родство» — взаимопонимание — возможность диалога; бескорыстность (признание самоценности другого) — терпимость; значимость другого (интерес, уважение, любовь) — стремление сохранить контакт; моральная совместимость (созвучие основных ценностных ориентации). Серьезная дисгармония в количественных и качественных проявлениях общения актуализирует проблему одиночества.
Самые значимые формы общения, в которых наиболее определенно обнаруживается его нравственный смысл, — дружба и любовь.
Таким образом, общение — это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке. Это не только (и не столько) роскошь (А. де Сент-Экзюпери), сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение осуществляется с диалога, цель которого — установление понимания между людьми.
К числу собственно этических принципов общения относятся:
альтруизм (бескорыстие, готовность пожертвовать своим интересом в пользу другого человека); добродетельность строить отношения с другими людьми с позиции добра и блага); эгоизм (предпочтение в общении с людьми собственных личных интересов);
аскетизм (самоотречение, отказ от жизненных наслаждений ради достижения какого-либо идеала); героизм (поведение, связанное с решением исключительных по масштабам и сложности общественных проблем или преодолением экстремальных ситуаций);
стоицизм (самоотречение, строгое выполнение моральных требований как основного долга в отношениях с людьми);
квиетизм (пассивно-созерцательное и безразличное отношение ко всему происходящему); утилитаризм (достижение наибольшей выгоды и пользы, потребительство);
подвижничество (стойкое перенесение трудностей и препятствий, самопожертвование); конформизм (при , некритическое следование стандартам и стереотипам поведения, отказ от личностной позиции);
пробабилизм (моральная беспринципность, оправдание антигуманистических действий); самоотверженность (добровольный отказ от собственных интересов ради интересов других людей, самопожертвование);
требовательность (предъявление высоких требовании к выполнению морального долга, признание ответственности за его выполнение) и др.
Общение обычно рассматривается как одна из наиболее значимых форм взаимодействий между людьми, основанная на потребности в другом человеке. Общение отличается от коммуникации (предполагает не только обмен информацией, но и более глубинные личностные контакты) и объединяет разнообразные сотворчества различного уровня и интенсивности (совместные действия, переживания, обмен мыслями и т.д.).
Проблема общения анализируется в различных ракурсах (психологический, правовой и т.д.). Этический аспект общения связан с исследованием его в качестве нравственной ценности, что предполагает рассмотрение его проявлений через призму добра и зла, в соотнесении со смыслом морали. Полифункциональность общения (самовыражение, подтверждения бытия Я с Другого, нравственное развитие и др.).
В многочисленных классификациях форм общения (прямое — косвенное, межличностное — межгрупповое и др.) для этики наибольшее значение имеет прямое и межличностное общение. Выявление нравственного статуса общения связано с его количественными и качественными параметрами, которые предопределяют восприятие общения в качестве положительно или отрицательной моральной ценности (например, избыточность контактов — «бегство от других»; неполноценность общения — отказ от него). Наиболее важные нравственные основания общения: духовное «родство» — взаимопонимание — возможность диалога; бескорыстность (признание самоценности другого) — терпимость; значимость другого (интерес, уважение, любовь) — стремление сохранить контакт; моральная совместимость (созвучие основных ценностных ориентации). Серьезная дисгармония в количественных и качественных проявлениях общения актуализирует проблему одиночества.
Самые значимые формы общения, в которых наиболее определенно обнаруживается его нравственный смысл, — дружба и любовь.
Таким образом, общение — это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке. Это не только (и не столько) роскошь (А. де Сент-Экзюпери), сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение осуществляется с диалога, цель которого — установление понимания между людьми.