1. Ниже приведены суждения, которыми в философии оп¬ределяются природа сознания, его существенные свойства. Вы¬делите из них существенные свойства сознания.
а) «...Наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа — мозга» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 285-286).
б) «...Психическое, сознание... есть высший продукт мате¬рии (т. е. физического), есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 239).
в) «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внеш¬него мира, и понятно само собою, что отображение не может существовать без отображаемого, но отображаемое существует независимо от отображающего» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 66).
г) «Сознание... с самого начала есть общественный про¬дукт и остается им, пока вообще существуют люди» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 29).

2. ответьте на во связанные с приведенными суждениями:
а) Можно ли познать сущность и законы человеческой психики без учета деятельности мозга, нервно-психических процессов?
б) Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только его мозг?
в) Объясните взаимодействие биологических и социальных факторов в процессах возникновения и развития человека, че¬ловеческого сознания.

3. В.И. Ленин на полях конспекта книги Гегеля «Наука ло¬гики» заметил: «Сознание человека не только отражает объек¬тивный мир, но и творит его» (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 194).
а) Как понимать положение о том, что сознание «творит» мир?
б) Сознание, доказывает материалистическая философия, вторично по отношению к материи. Означает ли это, что созна¬ние не оказывает никакого воздействия на материальный мир? Как влияет психика на тело, физическое состояние человека, как влияют понятия, идеи, теории и сознание в целом на прак¬тическую деятельность человека и общественное развитие?
в) Прокомментируйте выражение К. Маркса: «...Теория становится материальной силой, как только она овладеет мас¬сами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 422).

4. Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук соверша¬ет операции, напоминающие операции ткача, и пчела пост¬ройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей — архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально» (Маркс). Чем отличается труд от целенаправленной по форме деятельности животных и насекомых? Как связано сознание с трудовой деятельностью человека? Какую роль играет сознание в процессе труда?

5. Если инстинкты агрессивности и разрушения генетически закодированы в нашем мозгу, тогда человечество ни при каких условиях не искоренит преступность войны и другие формы асоциального поведения. Согласны ли Вы с этим выводом?

6. «Фрейд показал, что разум — ценнейшее... из качеств человека — сам подвержен искажающему воздействию страстей, и только понимание этих страстей может освободить разум и обеспечить его нормальную работу. Он показал как силу, так и слабость человеческого разума...» (Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990. С. 147 ).
Можно ли считать такие явления, как немотивированная жестокость в поведении подростков, массовые проявления религиозного фанатизма, агрессивные националистические выступления и т. п., подтверждением идей З. Фрейда о том, что человеческое сознание управляется страстями?

bodik228 bodik228    3   17.04.2020 11:49    92

Ответы
stasgura stasgura  11.01.2024 20:32
1. Для выделения существенных свойств сознания из представленных суждений, давайте рассмотрим каждое из них.

а) В данном суждении отмечается, что сознание и мышление являются продуктом вещественного органа - мозга. Таким образом, существенным свойством сознания является его связь с мозгом.

б) В этом суждении указывается, что психическое и сознание являются высшим продуктом материи и функцией мозга. Из этого следует, что существенным свойством сознания является его зависимость от материального органа - мозга.

в) В данном суждении говорится о том, что ощущения и сознание являются образом внешнего мира. Здесь отмечается существование внешнего мира, который отображается в нашем сознании. Таким образом, существенным свойством сознания является его способность отражать внешний мир.

г) В последнем суждении указывается, что сознание является общественным продуктом и остается им, пока люди существуют. Из этого следует, что существенным свойством сознания является его социальность и зависимость от общества.

Таким образом, из представленных суждений можно выделить следующие существенные свойства сознания: связь с мозгом, зависимость от материи, способность отражать внешний мир и социальность.

2.
а) Нет, нельзя познать сущность и законы человеческой психики без учета деятельности мозга и нервно-психических процессов. Исследования в области нейробиологии показывают, что мозг и его функции являются основой психической деятельности. Понимание нервно-психических процессов необходимо для полного понимания человеческой психики.

б) Нет, нельзя полностью понять природу человеческого сознания, изучая только его мозг. Сознание связано с другими аспектами человеческой деятельности, включая социальную среду, культуру, образование и опыт. Изучение только мозга не даст полной картины формирования и функционирования сознания.

в) В процессах возникновения и развития человека и человеческого сознания взаимодействуют биологические и социальные факторы. Биологические факторы, такие как наследственность и физиологические особенности, влияют на развитие человека. Однако, социальные факторы, такие как семья, образование, культурное окружение и общество в целом, также оказывают существенное воздействие на формирование и развитие человека и его сознания. Оба этих типа факторов взаимодействуют и влияют на человека и его сознание.

3.
а) Выражение о том, что сознание "творит" мир означает, что сознание человека не только отражает объективный мир, но и активно воздействует на него через деятельность и творчество. Сознание человека не только воспринимает и усваивает информацию из внешнего мира, но и формирует новые идеи, теории и концепции, которые могут изменить и трансформировать реальность.

б) Хотя сознание по отношению к материи является вторичным, оно все же оказывает влияние на материальный мир и тело человека. Психика, понятия, идеи и теории могут воздействовать на практическую деятельность, поведение и общественное развитие. Например, новые научные открытия могут привести к созданию новых технологий и изменению социальной, экономической и политической сферы общества.

в) Выражение К. Маркса указывает на то, что теория становится материальной силой, когда она овладевает массами людей. Это означает, что идеи и теории, которые имеют поддержку и понимание среди широких народных масс, могут вызвать реальные изменения и влиять на общественное развитие. При этом, чтобы теория стала материальной силой, необходимы объективные условия и активное участие людей в их реализации.

4. Разницу между трудом и деятельностью животных можно выразить следующим образом. Животные выполняют целенаправленную деятельность, которая направлена на удовлетворение их непосредственных потребностей и выживание. Однако, у человека труд отличается тем, что он представляет собой осознанную, планируемую и целенаправленную деятельность, основанную на мысли, представлениях и планах, которые уже заранее существуют в его сознании. Человек планирует и представляет себе результат своего труда до его начала и реализует его посредством своей активности и усилий.

Сознание играет важную роль в процессе труда. Оно позволяет человеку планировать, прогнозировать, принимать решения и анализировать результаты своей деятельности. Сознание также поддерживает мотивацию и смысл работы, помогает развивать и совершенствовать техники и способы выполнения труда.

5. Вывод о том, что инстинкты агрессивности и разрушения генетически закодированы в мозгу и невозможно искоренить преступность, войну и другие формы асоциального поведения ни при каких условиях, является недостаточно обоснованным. Хотя генетические факторы могут влиять на наклонности к агрессии и насилию, существуют также социальные, психологические и культурные факторы, которые также оказывают влияние на формирование поведения человека.

Человечество не остается без возможности влиять на свое поведение и развитие. Образование, культура, моральные ценности, этика и правосудие - все это факторы, которые способны воздействовать на формирование позитивных, социально-адаптивных и миролюбивых форм поведения у людей.

6. Высказывание о том, что разум человека подвержен искажающему воздействию страстей, указывает на то, что человечес
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Психология