Задание 2. Решить задачи: Задача № 1.
К каким из указанных правоотношений применяются нормы образовательного права:
1. Токарь завода по грубой небрежности вывел из строя импортный станок, причинив ущерб предприятию на сумму 400 тыс. рублей, и был привлечён к материальной ответственности.
2. Производственный кооператив по договору передал автотранспортной организации партию плодоовощной продукции для доставки на оптово-закупочную базу.
3. Бухгалтер организации был отправлен на курсы повышения квалификации.
4. Бывшие супруги Кремневы после расторжения брака заключили соглашение об уплате Кремневым алиментов.
Задача № 2.
Кто несёт ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников и обучающихся образовательного учреждения: лица, совершившие нарушения; образовательное учреждение; муниципальные органы управления образованием?
Задача № 3.
Могут ли быть организованы, и осуществлять свою деятельность в государственном или муниципальном образовательном учреждении первичные организации профессионального союза и молодёжного отделения демократической партии?
ответ обоснуйте ссылкой на норму законодательства.
Задача № 4.
Учительница математики Суворова, в свободное от работы время, оказывала репетиторские услуги трём учащимся лицея по своему предмету. Она гарантировала поступление учащихся в вузы. Однако, один из её учеников подал результаты ЕГЭ в три вуза и не по конкурсу. Его родители обратились с иском в суд и потребовали возмещения произведённых затрат.
Является ли возникшее правоотношение предметом образовательного права? Аргументируйте свой ответ.
Задача № 5.
Советом Дошкольного образовательного учреждения № 52 г.Валамаз Удмуртской Республики было принято решение о ведении воспитания на удмуртском языке, однако учредитель (органы
управления образованием г. Валамаз) наложил запрет на данное решение и потребовал устранить нарушение.
Определите структуру образовательного правоотношения?
Для решения этой задачи необходимо определить, к каким из указанных правоотношений применяются нормы образовательного права.
Перечитав каждое из предложений, можно сделать следующие выводы:
- Пункт 1 говорит о токаре завода, который в результате своей небрежности повредил импортный станок. В данном случае применяются нормы ответственности по трудовому праву или гражданско-правовые нормы, так как это происходит в рамках производственного процесса, но не образовательного.
- Пункт 2 говорит о том, что производственный кооператив передал партию продукции автотранспортной организации. В данном случае применяются гражданско-правовые нормы о передаче товаров и услуг.
- Пункт 3 упоминает о том, что бухгалтер был отправлен на курсы повышения квалификации. Это является примером применения норм образовательного права, так как образовательные организации предоставляют возможности для повышения квалификации своих сотрудников.
- Пункт 4 говорит о бывших супругах, которые заключили соглашение об уплате алиментов. Это является семейно-правовым вопросом и не связано с образовательным правом.
Следовательно, применение норм образовательного права имеет место только в пункте 3.
Задача № 2:
Для решения этой задачи необходимо определить, кто несёт ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников и обучающихся образовательного учреждения.
В данном случае ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников и обучающихся несут лица, совершившие нарушения. Образовательное учреждение также несёт определенную ответственность в случае нарушений, но оно несёт ответственность за свои действия, организации образовательного процесса и безопасности учащихся.
Муниципальные органы управления образованием следят за соблюдением образовательных стандартов, предоставлением условий для обучения и ведения образовательного процесса, но они не несут ответственность за конкретные нарушения, которые происходят внутри образовательного учреждения.
Задача № 3:
Для решения этой задачи необходимо определить, могут ли первичные организации профессионального союза и молодежного отделения демократической партии организовываться и осуществлять свою деятельность в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
В данном случае следует обратиться к законодательству. Согласно ст. 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", организации образования обеспечивают свободу объединений педагогических работников в их профессиональные союзы и иных общественных объединений, а также обеспечивают равные возможности проведения молодежной политической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, первичные организации профессионального союза и молодежного отделения демократической партии могут быть организованы и осуществлять свою деятельность в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
Задача № 4:
Для решения этой задачи необходимо определить, является ли возникшее правоотношение предметом образовательного права.
В данном случае речь идет о репетиторе по математике, который помогает трем учащимся готовиться к поступлению в вузы. Возникшая ситуация связана с результатами ЕГЭ и иском в суде на возмещение затрат.
В данном случае возникло правоотношение между репетитором, учеником и его родителями, и это правоотношение скорее всего относится к гражданско-правовым нормам, так как оно связано с оказанием услуг репетитором и требованием возмещения затрат. Образовательные организации и их права и обязанности не являются непосредственными объектами этого правоотношения.
Следовательно, возникшее правоотношение не является предметом образовательного права.
Задача № 5:
Для решения этой задачи необходимо определить структуру образовательного правоотношения.
В данном случае совет Дошкольного образовательного учреждения № 52 принял решение о ведении воспитания на удмуртском языке, но учредитель (муниципальные органы управления образованием г. Валамаз) наложил запрет на это решение и потребовал устранить нарушение.
Структура образовательного правоотношения в данном случае имеет следующие элементы:
- Совет Дошкольного образовательного учреждения № 52 - это субъект образовательного правоотношения, который принял решение о ведении воспитания на удмуртском языке.
- Учредитель (муниципальные органы управления образованием г. Валамаз) - это другой субъект образовательного правоотношения, который наложил запрет на решение совета и требует устранить нарушение.
Следовательно, структура образовательного правоотношения в данной ситуации включает в себя совет учреждения и учредителя.