Группа граждан чеченской республики обратилась в республиканский суд с требованием признать недействительным итоги голосования на референдуме чеченской республики по проекту конституции чеченской республики 23 марта 2003 года в связи с тем, что в голосовании приняли участие солдаты вооруженных сил россии. это, по мнению заявителей, нарушает принцип народного суверенитета, принцип государственного статуса республики и ограничивает права граждан чечни. ситуация решается на основании норм конституции рф (с последними изменениями и дополнениями) и федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-фкз «о референдуме» (с последними изменениями и дополнениями). проанализировав соответствующие положения документов, определите: • какое решение должен вынести суд?
Согласно положениям конституции Российской Федерации, каждая республика, включая Чеченскую республику, является союзным субъектом и имеет право народного самоопределения (статья 5). Однако, в соответствии с частью 2 этой же статьи, ни одна из субъектов Федерации не имеет права на отделение от Российской Федерации.
Перейдем к Федеральному конституционному закону "О референдуме". В части 2 статьи 2 этого закона указывается, что референдум может быть проведен по вопросам принятия конституции субъекта Российской Федерации или изменения ее основных положений. Таким образом, проведение референдума по проекту конституции Чеченской республики соответствует нормам федерального закона.
Теперь необходимо проанализировать возможность участия солдат вооруженных сил России в голосовании. Такое участие, по мнению заявителей, нарушает принцип народного суверенитета, принцип государственного статуса республики и ограничивает права граждан Чечни.
Но в конституции Российской Федерации нет прямого запрета на участие солдат вооруженных сил России в референдуме субъекта Российской Федерации. В данном случае следует обратиться к Федеральному конституционному закону "О референдуме".
В статье 3 этого закона перечисляются категории граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Среди этих категорий есть пункт "граждане Российской Федерации, имеющие паспорт бойца солдата, моряка, сержанта срочной службы или паспорт офицера запаса".
Таким образом, солдаты вооруженных сил России, имеющие соответствующий паспорт, имеют право участвовать в референдуме субъекта Российской Федерации. Поэтому их участие в голосовании не нарушает законодательство.
Исходя из анализа норм конституционного права Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О референдуме", суд должен отклонить требование группы граждан Чеченской республики о признании недействительными итогов голосования на референдуме по проекту конституции. Участие солдат вооруженных сил России не противоречит нормам законодательства, и, следовательно, правомерно.