Развитие и социализация личности в семье. семья является важнейшим институтом социализации личности. именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. на протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. в свою очередь сам процесс социального научения также идет по 2 основным направлениям. с одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой – социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. можно выделить 2 типа деформации семьи: структурную и психологическую. структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение её структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. это подтверждалось и статистическими данными. психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. в настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. многочисленные исследования свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям – от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. отношение в семье в ходе взросления меняется. в процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. «обесценивание» родителей в подростковом и юношеском возрасте является распространенным. 26. составьте план текста. для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. 27. какие 2 направления социализации в семье выделяет автор? 28. какие социального научения названы в тексте? 29. автор выделяет 2 типа деформации семьи. назовите их и по 2 примера, иллюстрирующие данные типы. 30. у 13-летнего сергея испортились отношения с родителями. его больше волнует оценка его поступков сверстниками, чем мнение родителей. на все попытки родителей наладить диалог он отвечает грубостью, что вызывает скандалы. какой вид деформации семьи характерен для этой ситуации? положение текста источника, ваш ответ. 31. автор текста считает, что психологическая деформация семьи оказывает мощное влияние на негативное развитие личности ребенка. согласны ли вы с точкой зрения автора? с опорой на текст и знания обществоведческого курса 2 аргумента (объяснения) своего мнения.