по своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные. под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества, которые могут охватывать все сферы жизни — , политическую, социальную, духовно-культурную. эволюционные изменения нередко принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни.
эволюционные концепции объясняют социальные изменения в обществе эндогенными или экзогенными причинами. согласно первой точке зрения происходящие в обществе процессы рассматриваются по аналогии с биологическими организациями.
экзогенный подход представлен в первую очередь теорией диффузии. т.е. «просачиванием» культурных образцов из одного общества в другое, что становится возможным проникновению внешних влияний (завоевания, торговли, миграции, колонизации, подражания и любая из культур в обществе испытывает на себе влияние других культур, в том числе и культур завоеванных народов. этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией.
под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с социальной эволюцией), всесторонние, коренные изменения общества. революционные преобразования носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
следует отметить, что отношение к социальной революции социологии и других общественных наук неоднозначно. например, марксисты рассматривали революцию как закономерное и прогрессивное явление в человечества, считая ее «локомотивом », «высшим актом политики», «праздником угнетенных и эксплуатируемых» и т.д.
по своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные. под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества, которые могут охватывать все сферы жизни — , политическую, социальную, духовно-культурную. эволюционные изменения нередко принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни.
эволюционные концепции объясняют социальные изменения в обществе эндогенными или экзогенными причинами. согласно первой точке зрения происходящие в обществе процессы рассматриваются по аналогии с биологическими организациями.
экзогенный подход представлен в первую очередь теорией диффузии. т.е. «просачиванием» культурных образцов из одного общества в другое, что становится возможным проникновению внешних влияний (завоевания, торговли, миграции, колонизации, подражания и любая из культур в обществе испытывает на себе влияние других культур, в том числе и культур завоеванных народов. этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией.
под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с социальной эволюцией), всесторонние, коренные изменения общества. революционные преобразования носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
следует отметить, что отношение к социальной революции социологии и других общественных наук неоднозначно. например, марксисты рассматривали революцию как закономерное и прогрессивное явление в человечества, считая ее «локомотивом », «высшим актом политики», «праздником угнетенных и эксплуатируемых» и т.д.