Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности.
На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, складу души, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.
Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются в первую очередь с потребителями, поэтому государство и защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения также с партнерами, конкурентами, обществом.
Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих ценностях, нормах и правилах поведения, но имеют некоторые особенности. Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организации, в сфере управления и предпринимательства.
Она включает элементы разного порядка: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации: профессиональную мораль; моральный климата коллективе; нормы деловой этики - ритуальные внешние нормы поведения. Уровень морального развития как отдельной личности, так и организации в целом в настоящее время определяется ориентацией на сформировавшиеся в XX веке универсальные принципы справедливости, равенства прав человека и уважение достоинства человека; принцип благо силу жизни. Исходя из этого, от организации требуется решение таких социальных проблем: улучшение качества жизни наемных работников, защита окружающей среды; благотворительность. Общей основой профессиональной этики является понимание труда как нравственной ценности в отличие от древнего представления о труде как о мере наказания, проклятия.
Труд становится моральной ценностью, если она воспринимается не как источник существования, а как формирования человеческого достоинства. Индивидуальная мораль в профессиональной сфере предполагает также осознание профессионального долга. Достижения успеха в любой профессии связано с определением самоограничения, без чего невозможна профессиональная реализация личности и выражается в желании сформировать в себе такие качества, как дисциплинированность, организованность, деловитость, аккуратность, настойчивость. Руководители организации отвечают за реализацию профессиональных возможностей работников, их карьеру, а значит - за социальный статус и этические нормы поведения.
Моральные и деловые качества людей для менеджера по управлению персоналом являются объектом профессиональной деятельности. Они должны формированию у своих работников таких качеств: профессиональных - профессиональный уровень знаний, навыков, умений, знание иностранных языков; морально-психологических как профессиональных - целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, требовательность; нравственных-доброта, гуманность, достоинство, уважение других, порядочность, мужество, честность, справедливость.
Администрации необходимо знать, какие этические нормы складываются в коллективе. От их качества зависит работа организации. Главная задача состоит в том, чтобы работников воспринимали не как рабочую силу, а как личность, одинаковыми правами и достоинством, как руководителей, а трудовые отношения формировались как партнерство. Трудовые отношения требуют от человека напряжения ума, физических и духовных сил. Многие руководители не учитывают душевного состояния своих работников. В таких случаях работать долго и эффективно работник не может. Все транснациональные корпорации мира большое внимание уделяют вопросам деловой этики, и это не случайно, поскольку корпоративная мораль позволяет усилить самоорганизацию и самодисциплину работников.
Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности.
На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, складу души, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.
Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются в первую очередь с потребителями, поэтому государство и защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения также с партнерами, конкурентами, обществом.
Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих ценностях, нормах и правилах поведения, но имеют некоторые особенности.
Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организации, в сфере управления и предпринимательства.
Она включает элементы разного порядка: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации: профессиональную мораль; моральный климата коллективе; нормы деловой этики - ритуальные внешние нормы поведения.
Уровень морального развития как отдельной личности, так и организации в целом в настоящее время определяется ориентацией на сформировавшиеся в XX веке универсальные принципы справедливости, равенства прав человека и уважение достоинства человека; принцип благо силу жизни.
Исходя из этого, от организации требуется решение таких социальных проблем: улучшение качества жизни наемных работников, защита окружающей среды; благотворительность. Общей основой профессиональной этики является понимание труда как нравственной ценности в отличие от древнего представления о труде как о мере наказания, проклятия.
Труд становится моральной ценностью, если она воспринимается не как источник существования, а как формирования человеческого достоинства. Индивидуальная мораль в профессиональной сфере предполагает также осознание профессионального долга. Достижения успеха в любой профессии связано с определением самоограничения, без чего невозможна профессиональная реализация личности и выражается в желании сформировать в себе такие качества, как дисциплинированность, организованность, деловитость, аккуратность, настойчивость. Руководители организации отвечают за реализацию профессиональных возможностей работников, их карьеру, а значит - за социальный статус и этические нормы поведения.
Моральные и деловые качества людей для менеджера по управлению персоналом являются объектом профессиональной деятельности. Они должны формированию у своих работников таких качеств:
профессиональных - профессиональный уровень знаний, навыков, умений, знание иностранных языков;
морально-психологических как профессиональных - целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, требовательность;
нравственных-доброта, гуманность, достоинство, уважение других, порядочность, мужество, честность, справедливость.
Администрации необходимо знать, какие этические нормы складываются в коллективе. От их качества зависит работа организации. Главная задача состоит в том, чтобы работников воспринимали не как рабочую силу, а как личность, одинаковыми правами и достоинством, как руководителей, а трудовые отношения формировались как партнерство. Трудовые отношения требуют от человека напряжения ума, физических и духовных сил. Многие руководители не учитывают душевного состояния своих работников. В таких случаях работать долго и эффективно работник не может. Все транснациональные корпорации мира большое внимание уделяют вопросам деловой этики, и это не случайно, поскольку корпоративная мораль позволяет усилить самоорганизацию и самодисциплину работников.