Что называет большинство людей эстетическим наслаждением? Что происходит в душе человека, когда произведение искусства, например театральная постановка, нравится ему? ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих судеб. Их сердца волнует любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они были реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лирике он будет искать любовь и печаль, которыми как бы дышат строки поэта. В живописи зрителя привлекут только полотна, изображающие мужчин и женщин, с которыми в известном смысле ему было бы интересно жить. Пейзаж покажется ему «милым» как место для прогулки.
Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается в принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни... Такие зрители смогут допустить чистые художественные формы, фантазию только в той мере, в какой эти формы не нарушают их привычного восприятия человеческих образов и судеб. Как только эти собственно эстетические элементы начинают преобладать и публика не узнает привычной для нее истории Хуана и Марии, она сбита с толку и не знает уже, как быть дальше с пьесой, книгой или картиной. И понятно: им неведомо иное отношение к предметам, нежели практическое, то есть такое, которое вынуждает нас к переживанию и активному вмешательству в мир предметов.
Скажем сразу, что радоваться или сострадать человеческим судьбам, о которых повествует произведение искусства, есть нечто отличное от подлинно художественного наслаждения...
Тот, кто в произведении искусства ищет переживаний за судьбу Хуана и Марии... не увидит художественного произведения как такового... Художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально. Только при одном условии мы можем насладиться Тициановым портретом Карла V, изображенного верхом на лошади: мы не должны смотреть на Карла V как на действительную, живую личность — вместо этого мы должны видеть только портрет, ирреальный образ, вымысел. Человек, изображенный на портрете, и сам портрет — вещи совершенно разные: или мы интересуемся одним, или другим. В первом случае мы «живем» вместе с Карлом V; во втором «созерцаем» художественное произведение как таковое.
Эстетика: философия культуры. — М., 1991.
Во Что, по мысли автора, свойственно эстетическому восприятию произведения искусства широкой публикой? 2) Чем характеризуется подлинное художественное наслаждение? 3) Разделяете ли вы утверждение философа о том, что художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально? Поясните свою позицию.
2) Подлинное художественное наслаждение характеризуется созерцанием произведения искусства как такового, а не переживанием за судьбу героев. Автор считает, что радоваться или сострадать судьбе персонажей в произведении - это не само по себе художественное наслаждение. Вместо этого, подлинное художественное наслаждение заключается в созерцании ирреального образа и предоставлении возможности увидеть художественное произведение как таковое, отделенное от реальности и сопутствующих ей эмоций.
3) Относительно утверждение философа о том, что художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально, моя позиция следующая: соглашусь с философом отчасти. Художественное произведение, конечно, строится на фантазии, вымысле и смысловой трансформации. Оно предлагает нам ирреальные образы и ситуации, которые отличаются от повседневной реальности. Тем не менее, я считаю, что художественное произведение также может быть связано и соотноситься с реальными чувствами, эмоциями и опытом человека. Художественные работы зачастую отражают и интерпретируют реальность, вызывая у зрителей, читателей или слушателей реальные эмоции и переживания. Поэтому, я считаю, что художественное произведение может быть истинным искусством, несмотря на связь с реальностью.