2. Прочитайте текст. В чем, по мнению автора, состоит отличие человека от животных? Какие факторы влияют на становление мышления человека? Почему автор полагает, что процесс становления мышления нельзя считать законченным? Хосе Ортега-и-Гассет: «Давайте на миг допустим (для лучшего понимания), что именно мышление - отличительная черта человека. Вспомним: человек - "разумное животное". Другими словами, быть человеком, как учит гениальный Декарт, - значит быть мыслящей вещью. Тогда неизбежен вывод: человек, раз и навсегда наделенный мышлением, бесспорно, владеет им как неотъемлемым, врожденным качеством, Т.е. он уверен, что он человек, как рыба уверена, что она - рыба. Но это - глубочайшее заблуждение. Человек никогда не уверен, что мыслить правильно (настоящая мысль всегда адекватна). Повторяю, он всегда сомневается в своей правоте, в адекватности своего мышления. Вот почему можно со всей категоричностью утверждать, что в отличие от всех прочих существ человек никогда не убежден и не может быть убежден, что он человек (так же как тигр не сомневается, что он - тигр, а рыба уверена, что она - рыба). Итак, мышление не было даровано человеку. Истина (которую я, не имея возможности вполне обосновать, только лишь констатирую) в том, что мышление создавалось постепенно, мало-помалу, формировалось благодаря воспитанию, культуре, упорным упражнениям, дисциплине, одним словом, ценой неимоверных усилий, проделанных на протяжении тысячелетий. Больше того, ни в коем случае нельзя считать эту созидательную работу законченной».
Однако автор соглашается с тем, что это убеждение является глубочайшим заблуждением. По его мнению, человек всегда сомневается в адекватности своего мышления. Он никогда не может быть полностью уверен в правильности своих мыслей. Таким образом, автор утверждает, что, в отличие от других существ, человек не может быть абсолютно убежден в своей человечности.
Автор объясняет, что мышление не было дано человеку с рождения. Оно постепенно формировалось и развивалось благодаря воспитанию, культуре, упорным упражнениям и дисциплине. Этот процесс занял много тысячелетий и требовал неимоверных усилий. Автор утверждает, что эту созидательную работу нельзя считать законченной.
Таким образом, автор считает, что человеку нужно постоянно развивать свое мышление и сомневаться в адекватности своих мыслей. Он полагает, что процесс формирования мышления никогда не будет завершенным и будет продолжаться и развиваться в течение времени.