( ) В 1925 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал повесть «Собачье сердце». Но издали её только в 1987 году. Одновременно с выходом
повести в журнале «Знамя» в Московском театре юного зрителя режиссёр
Генриетта Яновская поставила спектакль «Собачье сердце» (А. Червинский по
М. Булгакову, художник С. Бархин).
Действие «Собачьего сердца» разворачивается в Москве. Булгаков описывает,
фиксирует, осмысляет разрушения и трансформации жизни после революции
1917 года и гражданской войны. Причём реакции на происходящие события
мы узнаём не только из разговоров людей и авторского текста, но и из
внутренних монологов бездомной собаки Шарика. Центральное событие
повести и спектакля - операция, которую совершает герой - профессор
Преображенский. Благодаря операции собака Шарик становится человеком -
Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Результат эксперимента
профессора ужасает. И в конце повести он делает ещё одну операцию,
возвращая Шарика обратно.
Перед режиссёром стояла сложная задача - перенести текст повести на сцену.
Вот что пишут о спектакле театроведы Константин Рудницкий и Анатолий
Смелянский:
«Запрещённую повесть, в которой были предсказаны до деталей последствия
революционного эксперимента по созданию нового человека, Яновская
лишила сатирического жала. Не зря она начинала спектакль с жалобного воя
вьюги, который переплетался с жалобным воем людей. Все участники будущей
игры сидели на авансцене и обращали в театральные небеса какой-то
надсадный вопль, стон, коллективную жалобу. Потом всё затихало и оставался
только одинокий голос пса-дворняги, того самого Шарика, которого профессор
Преображенский приласкает, откормит и положит на операционный стол.
Присвоив права Творца, профессор создаст гомункула с человечьим лицом и
собачьим сердцем».
«Яновская <…> признавала за театром игровой закон, вне которого ни одна
идея не может быть выражена. Она устроила театральный праздник из
явления Полиграфа Шарикова (А. Вдовин), вылупившегося из милой дворняги.
"Гомо советикус" представал во всём своём омерзительном великолепии.
Высокий юноша с перебинтованным лбом сбрасывал с себя собачью шкуру,
"ребёнок" вытягивал вперёд руки и совершал трогательные шаги навстречу
прослезившемуся "папаше" - профессору (Преображенского играл В.
Долгоруков). Потом он падал в "чёрный снег" и снова вставал, упрямо
отыскивая устойчивость в вертикальном положении. <…> Потом "новый
человек", гипофиз которого был пересажен от алкоголика Клима Чугункина,
хватал бутылку из-под дешёвого портвейна и жадно припадал к ней. Вновь
звучала тема "Аиды"…». (А. Смелянский. Предлагаемые обстоятельства. Из
жизни русского театра второй половины XX века. Семейный портрет в
интерьере. М., 1999. С. 242-243 ).

ответы на всю олимпиаду в вк id660072992 или же в группу вк olimpiadaanswer

victorastrakhan1 victorastrakhan1    3   29.11.2021 15:19    0

Другие вопросы по теме МХК